Случай произошел в начале 2022 года. Оплаченные телефон и наушники производства Республики Корея женщина должна была получить спустя две недели после оплаты, но этого не произошло. А спустя месяц после даты ожидаемой доставки компания-продавец в одностороннем порядке расторгла договор и вернула деньги.
Покупательницу такой вариант не устроил, и она обратилась в суд. И если в районном суде ей удалось добиться частичного удовлетворения иска (она требовала компенсации морального вреда, выплаты неустойки и штрафа), то апелляционный и кассационный суды встали на сторону продавца. Законодательство определяет, что продавец может быть освобожден от выполнения своей части договора купли-продажи только в двух случаях: если он докажет, что нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что в этом случае речь шла о непреодолимой силе, поэтому решение районного суда было отменено.
Но когда дело оказалось в Верховном суде, высшая инстанция указала, что потребитель по своему выбору вправе потребовать либо передачи оплаченного товара в установленный им новый срок, либо возврата суммы предварительной оплаты товара. У истицы такого выбора не было, ее просто поставили в известность о том, что телефона она не получит. Решения судов отменены. При новом рассмотрении дела апелляционному суду, помимо прочего, нужно будет установить, не понесла ли покупательница убытков: их тоже нужно будет возместить.