Молодежь начала закупаться в секонд-хендах: студентов одинаково влечет эстетика 1970-х и 2010-х

«Останусь дамой из Золотого века»

С уходом из Росси многих зарубежных брендов в 2022 году новый виток развития получили не только отечественные марки одежды и творчество молодых дизайнеров, но и, казалось бы, всеми забытые секонд-хенды. Впрочем, это началось даже раньше: примерно в 2015-м юные россияне заговорили о том, что в секонд-хендах одеваться не стыдно, а скорее модно. Конечно, разгадка – во времени: если те, кто застал 90-е, ассоциируют «секонды» только с безденежьем и безнадежностью, то молодежь воспринимает их как источник креативных образов.

«Останусь дамой из Золотого века»

Как только заходишь в секонд-хенд, тебя первым делом встречают не сотрудники-продавцы и не разнообразие вещей, а характерный запах горячего пара и дезинфицирующего средства. Иначе никак – в приличном заведении покупателям гарантируют, что вещи продаются в идеальном состоянии, даже если на них не сохранилось бирок и этикеток (такое тоже не редкость). Поэтому отпариватель – неотъемлемая часть интерьера, и продавщицы в красных жакетах и классического кроя темных брюках одна за другой сменяют друг друга на импровизированном посту: приводят в порядок вещи из новых поступлений и готовят их к развешиванию.

– Как ни странно, чаще всего к нам ходят совсем возрастные люди и молодёжь. Реже подростки и люди среднего возраста, хотя бывает и такое, – рассказывает одна из них. – Одежду чаще всего закупаем мешками, что привозят, то и развешиваем, вещи покупателей не берем. Чаще всего сейчас продаем одежду ушедших брендов вроде H&M или Zara, но есть и более люксовые Calvin Klein, Armani, Guess.

Иногда шутят, что аудитория секонд-хендов – это каста, ну, или как минимум особенная субкультура; сюда приходят не за универсальными базовыми футболками и не за офисными черными юбками, здесь ищут что-нибудь этакое. Это правда. Даже в выходной день здесь немноголюдно, и сложно было бы не заметить среди вешалок и корзин, полных пестрой одежды, миниатюрную блондинку в клетчатой винтажной юбке. Ни фурнитура, ни ткань, ни фасон не заставляют сомневаться – это не сегодняшняя стилизация, нет, эта юбка и вправду из 1990-х, ознаменовавшихся всплеском моды на «шотландки». И весь образ покупательницы говорит о том же – явно ни одной случайной вещи, все продумано и гармонично. К тому же, в руках она держала новую находку – полупрозрачную кружевную черную блузку с красивыми рукавами воланами – и беспечно записывала голосовое сообщение своей подруге, описывая обновку.

Еще одна покупательница, проходя мимо с охапкой шерстяных жакетов в руках, оценивающе бросает на ходу:

– Знаете, а вот даже с этой юбкой будет замечательно смотреться.

– Думаете? Да, почему бы нет. Вообще мне нравиться посещать секонд-хенды в первую очередь из-за азарта. Мне всегда хотелось найти что-то эксклюзивное и оригинальное. Чаще всего масс-маркеты штампуют одежду на один сезон, что мне не особо подходит. Я предпочитаю быстроменяющейся моде что-то по-настоящему качественное, и вот это можно найти в секондах.

Оказалось, что нашу случайную собеседницу зовут Дарья Бондарева. Ей 25 лет, и обычно на охоту за винтажными тряпочками она выходит вместе с подругами – им нравится выискивать в калейдоскопе случайных вещей то, из чего можно сложить классный образ. Всерьез задумываются девушки и об экологии – для них важно, что можно дать вещи вторую жизнь.

Это одна из главных причин, почему сейчас идут молодые люди в секонд-хенды. Им не хватает новизны ассортимента и азарта, которые могут дать только разношерстные товары в секонд-хендах. Многие устали от бесконечного минимализма и базового гардероба, который без устали штампуют бренды масс-маркета – как российские, так и зарубежные. Базовые потребности давно закрыты, никто не ищет «просто джинсы», которыми завалены все торговые центры. Хочется чего-нибудь этакого – допустим, почему бы не поиграть в 1970-е и не поискать воздушную шифоновую юбку с хитрым разрезом, которую можно носить с сапогами-чулками? Или не поэкспериментировать с джинсовыми сарафанами из 90-х, которые сегодня можно надеть и на голое тело?

Экология – тоже важный вопрос, на который стараются ответить также многие современные бренды, которые перерабатывают мусор и делают из этого одежду и аксессуары (например, дождевики из пластиковых пакетов, спортивную одежду из бутылок и переработанного хлопка либо любую одежду из переработанного пластика, который достали из океана). Таким образом волнующий сердца молодежи экологический вопрос не остается незамеченным. Все чаще молодые люди начинают отдавать предпочтение секонд-хендам, следуя принципам осознанного потребления. Осознанное потребление предполагает ответственный подход к приобретению товаров и услуг, с учетом их экологических и социальных последствий. Покупки в секонд-хендах позволяют снизить свое негативное воздействие на окружающую среду, давая одежде вторую жизнь тем самым продевая ее срок и сокращая вещевые отходы.

Да и самое простое объяснение – не всем нравятся модные тенденции 2024 года: допустим, total yellow (наряд, составленный исключительно из вещей желтого цвета), многослойные джинсовые юбки или завязанные на талии клетчатые рубашки на талии. Такими вещами завален масс-маркет, и потому многим они кажутся скучными.

– Мне иногда кажется, что всю свою жизнь я стараюсь стремиться к более молодежному стилю, вот только никогда за ним не успеваю. Наверное, пора признать себя дамочкой из того, Золотого века, и плюнуть на это всё. Моя фамилия, наверное, виновата, – смущенно улыбается ещё одна покупательница, представившаяся Кариной Чарской. В руках у нее длинное платье с причудливым узором из морских ракушек, осьминогов и золотых рыбок. Она поясняет: – Подруга предложила устроить летнюю фотосессию в Москве, вот, выбираю наряд. Вспомнила: у моей бабушки ведь было похожее платье… Как думаете, шляпка здесь будет уже лишней?    

Именно этим секонд-хенды прекрасны – здесь наряд в духе «как раньше» могут найти и любительницы романтичных платьев, так и те, кто в восторге от вернувшихся стилей панков и готов. Сегодняшние студенты охотно перенимают также стиль нулевых годов, который помнят разве что по своему раннему детству. Уже несколько месяцев на пике популярности остается так называемый indie sleaze («инди слиз»), расслабленно-бунтарский и слегка эротичный – в том смысле, в каком эротичность понимали в начале 2010-х. Как ему соответствовать? Не так уж сложно – потребуются яркая помада и растекшаяся подводка, взлохмаченные волосы с густой челкой и наряд, которому позавидовали бы завсегдатаи самой гламурной вечеринки 2010 года. Блестки и корсетные платья, джинсовые куртки и футболки с принтами, сетчатые колготки и остроносые туфельки, лосины, а желательно – все одновременно. Конечно, любителям подобного будет тяжело найти вещи в своем стиле в обычном магазине, что и толкает их на шопинг в секонд-хендах.

Секонд-хенды – не только девичье, но и мужское развлечение. Вот в отделе головных уборов высокий молодой человек перебирает одну за другой шапки, внимательно изучая бирки и бренды. Он признается: еще в детстве видел у незнакомого мужчины шапку, и та настолько запала ему в душу, что он все еще не теряет надежды отыскать ее.

– Посещал секонд-хенды до ухода иностранных брендов, потому что в первую очередь нравится элемент лотереи в процессе, в завозе может попасться редкая вещь. Цены, само собой, тоже играют большую роль, – рассказывает парень по имени Никита Крылов. – Чаще всего встречается, очевидно, старая одежда, и пусть иногда винтаж только на руку, зачастую это буквально вещи возрастных людей, соответственно, привлекательного в таком мало. Стали популярны селективные секонды — ценник куда больше, но и ассортимент изначально гораздо интереснее, поэтому, кажется, эта тенденция будет усиливаться: бюджетно собрать базу гардероба без проблем можно в крупных сетевых магазинах, а в секонды просто заглядывать в поисках чего-то необычного.

Селективные – название говорит само за себя: в таких секонд-хендах ассортимент узконаправленный, нишевый. Например, это может быть селективный секонд-хенд с винтажной одеждой в готическом стиле, и там вы точно не встретите бежевый тренч или кофточку с милым принтом. Кстати, такие заведения не обязательно торгуют оффлайн – это могут быть паблики в соцсетях или на сайтах объявлений. Их весьма охотно поддерживают видеоблогеры – многие охотно снимают ролики о том, какие находки поджидали их в секондах и, соответственно, вдохновляют свою аудиторию идти за покупками. Что только свидетельствует о том, что секонд-хенды с каждым годом будут все больше и больше набирать свою популярность.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру