Черная шляпа, балаклава, сумка, в которой лежали ножи, молоток и зажигательная смесь. В таком виде нападал на курскую школу ученик 9 класса. Подростку удалось пройти через охранника и разбить стекло в коридоре. Затем он решил убежать, разбив остекление входной двери. Сумку он бросил на школьном дворе. Задержать и догнать нападавшего охраннику школы не удалось.
Юношу поймала полиция. На допросе он сказал, что виной всему любовь: решил сжечь школу из-за девочки. Но есть сообщения,что перед тем, как отправиться на дело, парень оставил в соцсетях запись с упоминанием организации, которая пропагандирует деструктивные игры среди несовершеннолетних.
В Реутове юноша планировал резню: готовил ножи, тренировался, изучал литературу. Был зарегистрирован на сайтах деструктивных организаций. Он переехал в Россию вместе с семьей из Таджикистана. Отомстить школе решился из-за буллинга. По словам десятиклассника, в течение четырех лет его били, унижали и снимали на видео. В обоих случаях подростки черпали информацию из запрещенных каналов агрессивной направленности.
- Сергей Николаевич, насколько распространены агрессивные деструктивные группы? Это одна сеть или же они независимы друг от друга?
- Ядро — это радикальная молодежная субкультура, культивирующая скулшутинг. В этой группе создан культ, привлекательный для подростков. Длинные плащи, оружие, ритуалы. Тут вспоминается историю возникновения христианства. Одного человека распяли, и возникло много сект, которые объединились в одну религию. Подобное явление и здесь - но со знаком минус. Эти секты для подростков разбросаны по всему миру. Не обязательно они формально присягают именно этой организации. Но идеология одна и связь прослеживается.
- Какие подростки попадают в эти сети?
- Проблема в том, что в такую сеть при определенных обстоятельствах может угодить любой подросток. Туда вступают с желанием сделать то, что не разрешено. Это психологическая проверка своих границ, доказательство маскулинности — все, что отличает этот возраст. И не обязательно тот, кто готов выполнить задачу со звездочками. К такому же контингенту можно отнести зацеперов. Они тоже делают вызов обществу. Хотя при этом вредят только самим себе.
- Почему именно на школу направлена агрессия?
- Школа - не самое любимое место для большинства участников. В то же время — это сакральное место. Мотив: прийти в знаковое место и совершить данное действие. Вот здесь как раз экстремистские организации начинают играть яркими красками. Манипуляторы дергают за эти струны.
- Любой взрослый сможет вспомнить историю школьного буллинга по отношению к себе. Понятно, что не всякий решится мстить школе. Какой вид буллинга потенциально опасен?
- Я бы призвал меньше упоминать слово «буллинг». Это непродуктивно. Буллингом сейчас называется все, что угодно — например, мелкие стычки между мальчикам и девочками. Надо понимать, что агрессия в школе — во многом норма для подростка. И это не буллинг.
Настоящий буллинг - это не одноразовая драка, а долго длящийся процесс: унижение, оскорбление. Выгода при этом не материальная, а психологическая.
Вот этот процесс опасен. Униженный человек склонен к реваншу, к мести. Еще Ницше вывел понятие ресентимент. «Мораль раба — отомстить», - говорил он.
Но все-таки самый опасный буллинг, который приводит к нападениям на школы, это когда идет унижение со стороны учителей. Здесь школьник, даже униженный, не может выплеснуть эмоции в драке. Поэтому он может решиться на стрельбу или резню. При этом учитель и даже другие учащиеся могут не считать, что они унижают. Это унижение конкретного человека и именно в его понимании.
- Кто из школьников чаще всего идет на преступление против школы?
- Это точно не звезда школы. И даже не самый известный хулиган. Люди преуспевающие и незакомплексованные это делать не будут. Стреляют всегда люди, которые обладают не очень высокой самооценкой. И за счет этих действий хотят ее поднять. Эта мысль возникает в голове как бессознательное желание.
- В одном из случаев атака на школу была совершена из-за несчастной любви. Какой психологический механизм у этого действия? Или может быть подростка научили так говорить «кураторы»?
- Здесь надо разбираться. Любовь может быть причиной агрессии по отношению к школе, если разрыв в отношениях случился на глазах школьников или из-за школьников. Но тут можно придумать 10 причин, каким образом реализуется выход из любовной драмы. Можно идти и приставать ко всем парням, бить им морду. А можно пойти в школу и ее сжечь. Школа — вполне может стать таким выходом. В ней произошли негативные события.
- Что еще, кроме буллинга и любви, может толкнуть подростка к агрессивным действиям против школы?
- Стресс от экзаменов, например. И следует срыв как одна из форм адаптации. Реакция человека на стресс укладывается в формулу «Бей, беги, замри». Вы можете убежать, закрыться от проблем или начать драться. В данном случае, со школой.
Есть статистика, согласно которой 13-14 процентов школьников не готовы физически к обучению. Поэтому, я считаю, нужно пересматривать нагрузки. Они сейчас запредельные: огромное количество домашних заданий, платные кружки, секции, репетиторы...
- Какой совет вы можете дать подросткам, родителям, учителям?
- Подросткам советы давать не надо. Кроме как поднимать свою самооценку. Родителям и учителям надо помочь им это сделать. И быть более внимательными к детям.