«От излишней работы с тяпочкой еще никто не умер», - справедливо заметила глава семейного комитета Госдумы Нина Останина (КПРФ). Но есть проблема: работа «с тяпочкой», даже если она исключительно ради пользы для ума и желудка самого учащегося, - это по закону детский труд. К тому же условную морковку, чтобы она попала в рацион школьного коллектива, надо как-то оприходовать по нормам СанПиНов, включить в меню, провести по бухгалтерии. Проходить круг административных процедур несчастный кронеплод будет до морковкина заговенья.
А что тем временем будут есть наши дети?
Заморозку и консервы, констатировала госпожа Останина. Закон №44-ФЗ, который у нас в стране регулирует процедуру госзакупок, многим руководителям этих самых учреждений попортил немало крови. К примеру, есть у вас в районе один-единственный производитель яиц. Хорошие, фермерские, крупные яйца от довольных несушек на вольном выгуле. Сами бы ели, да детям надо. Так вот именно детям эти самые местные яйца и не перепадут, потому что добропорядочный фермер классифицируется законодательством как единственный поставщик. И для него законом установлен потолок – 600 тысяч рублей. Если школа, больница или детский лагерь хочет яйца купить на 600 тысяч 1 рубль, придется создавать конкурентную среду и искать как минимум второго участника торгов.
Этот самый «второй» непременно явится, уронит цену и моментально станет первым. Демпинг – главная головная боль руководителей муниципалитетов и непосредственных получателей продуктов для детского меню – школ, детских садов, лагерей и медучреждений. 44-й ФЗ построен таким образом, что во главу угла поставлена цена. Кто ниже предложил, тот и забрал госконтракт.
На месте условных фермерских яиц может быть что угодно другое: мясо, свежие огурцы, творог, яблоки, печенье. Не во всех регионах местные производители этой продукции есть в принципе. Но и там, где есть, их обгоняют поставщики привозных «пластиковых» овощей и молочки, к созданию которой корова не имеет никакого отношения.
Иной раз стоимость детской тарелки с завтраком или обедом поставщики умудряются снизить вдвое, посетовали участники заседания рабочей группы, которое состоялось в среду на площадке семейного комитета нижней палаты. В законе, разумеется, принцип «кто дешевле, тот и выиграл» выглядит не так грубо: представители кабмина объяснили депутатам, что самая низкая цена – это не вообще самая низкая Бог знает за какие продукты, а самая низкая за продукты с заданными заказчиками параметрами качества.
На деле же победа на торгах зачастую достается недобросовестным конторам, которые «химичат» с качеством продукции, а иной раз и вовсе прибегают к серым схемам, выдавая один товар за другой.
- То, что нам пытались продать как сливочное масло, мы бросали в кипяток. Эта субстанция плавала, - рассказал глава администрации Боровского района Калужской области Николай Калиничев. Метод оказался рабочим: поставщик, продавший детским учреждениям «пальму» под видом сливочного масла, выведен на чистую воду.
- Поставщики в большинстве случаев пытаются некачественную или сфальсифицированную продукцию поставить, это объективная реальность. Все регионы с этим живут и борются, - заявил Калиничев и добавил, что на аукционах недобросовестные поставщики роняли цену на 30-60%. Ни одно нормальное предприятие с таким демпингом конкурировать не может. Больше всего подделок именно в секторе молочных продуктов, и производители качественного товара даже не выходят на торги: понимают, что с «пальмовыми» аферистами тягаться бесполезно. Региону всякий раз приходится сдавать продукты на анализы, некоторые для этого возят в Москву. Уже составили реестр недобросовестных поставщиков. Помимо черного списка, для приемщиков и завхозов в детских учреждениях составили чек-лист качества продуктов питания.
Очень часто при составлении меню детских учреждений не учитывается и сезонность продуктов.
- Например, картошка в сезон стоит 10 рублей. И мы поставили в смету ее по 10 рублей. Но приехали наши братья белорусы и продали картошку по пять рублей. А мы не можем купить ее по 5 рублей, мы должны покупать по 10, - объяснил директор крупного образовательного учреждения Санкт-Петербурга Андрей Заикин. Бывает и наоборот: вместо братьев-белорусов с картошкой приезжают друзья египтяне или непростые соседи азербайджанцы. На их товар цена куда выше.
Процедуры госзакупок питания для детских учреждений длительны и заорганизованы, подчеркнула Останина. Это создает проблемы как для заказчиков, так и для поставщиков, которые готовы отгружать свежую и качественную продукцию.
Но главное, чего не учитывает система госзакупок, – это мнение самих детей. Что они, собственно, хотят видеть в своих тарелках? Андрей Заикин предложил создать для этого в школах и летних лагерях советы по питанию, в которых должны быть и сами маленькие едоки.