Ученому и шахматисту

Сегодня Владимиру Высоцкому исполнилось бы 70 лет.

 В середине 70-х годов прошлого века мне удалось познакомиться с замечательным поэтом, артистом и бардом Владимиром Высоцким. Я побывал на многих его выступлениях, не раз и сам организовывал их. Был причастен и к самому последнему концерту Высоцкого в Москве, который состоялся 14 июля 1980 года в НИИ эпидемиологии и микробиологии. Чувствовал себя Володя неважно, но был в ударе, пел с необычайной энергией, впервые тогда исполнил песню «Грусть моя, тоска моя», успех был неимоверный.  Увы, спустя десять дней, 25 июля Высоцкого не стало...

А четырьмя годами раньше я подарил поэту свою первую книжку "Математика на шахматной доске", на которой сделал такую надпись: "Владимиру Высоцкому, ученому и шахматисту (автору песен "Товарищи ученые" и "Честь шахматной короны") с глубоким уважением и восхищением от автора. Ноябрь, 1976 год. Евгений Гик".

            Общаясь с Высоцким, я все собирался взять у него шахматное интервью, не сомневался, что автор популярной шахматной песни интересуется игрой. Однако выяснилось, что он увлекался шахматами только в школьные годы, а позднее за доску почти не садился. Уже после смерти поэта я узнал от Станислава Говорухина, что когда-то он давал Высоцкому шахматные уроки, пригодившиеся ему при работе над песней, посвященной Фишеру...

            Прошло много лет, и, конечно, я не помнил, какие слова написал на подаренной поэту книге. Но вот как-то мне позвонила незнакомая девушка, представилась Ларисой Симаковой. Как выяснилось, она активный член Клуба поклонников Высоцкого.

            – Не расскажете что-нибудь о концертах Владимира Семеновича? – спросила Лариса.

         – С удовольствием, но как вам удалось меня разыскать? – удивился я.

            – В библиотеке Высоцкого хранится ваша книжка "Математика на шахматной доске". 

            – Только одна? – невольно вырвалось у меня. – А ведь в 1979 году я  успел подарить ему и свою вторую  книгу – "Шахматные досуги".

            – После смерти Высоцкого, – сказала Лариса, – в его доме перебывало несчетное множество людей и пропало много книг, не только ваша.

            – А как вы узнали, что у него есть моя книга? – Я решил удовлетворить свое любопытство до конца.

            – Список всех книг с дарственными надписями Высоцкому опубликован в "Ваганте", вестнике, посвященном любимому всеми артисту. Просматривая список, я и натолкнулась на ваше имя.

            Нетрудно догадаться, что уже на следующий день я разыскал необходимый выпуск "Ваганта". И в самом деле, в № 1 (26) за 1992 год опубликован список 109 книг, подаренных Высоцкому и сохранившихся в его библиотеке. Вот что написано в предисловии:

            Библиотека Владимира Высоцкого невелика: не более тысячи томов. Не имея до 1975 года собственной квартиры, он начал основательно собирать книги только после переезда в дом на Малой Грузинской. Кроме того, некоторые гости пользовались известной всем щедростью Высоцкого, и книги, бывало, исчезали с полок без ведома хозяина квартиры...

            Среди авторов изданий, подаренных Высоцкому, немало известных писателей и поэтов. Конечно, автору этих строк приятно было обнаружить в списке и свое имя, затесавшееся где-то между Вознесенским и Евтушенко. Других  шахматных книг, кроме той, что значилась под № 36, в библиотеке поэта не оказалось.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру