Закон о приставном креслице

Почему Кремль побоялся снижать “порог проходимости” в Думу?

Президент Медведев внес в Госдуму законопроект, который в здании на Охотном Ряду прозвали “законом о приставном кресле для оппозиции”. Партиям, не взявшим на парламентских выборах 7%-ный барьер, обещан один депутатский мандат, если за них проголосует от 5 до 6% избирателей, и 2 мандата — если им удастся набрать от 6 до 7% голосов.

В послании Федеральному собранию 5 ноября прошлого года Дмитрий Медведев вступился за 5 млн. россиян, которые проголосовали на выборах 2007 года за партии, не попавшие в Госдуму. Президент счел “несправедливым”, что эти политически активные 5 млн. лишены своего представителя в парламенте. Решить проблему простым и логичным способом, а именно взять и снизить задранный при президенте Путине до неприличия, с 5 до 7%, барьер — Кремль оказался не готов. Вместо этого пришлось придумывать затейливую и вызывающую много вопросов схему.

Итак, если вдруг на следующих парламентских выборах “Яблоко”, к примеру, или “Правое дело” наберет 5% голосов — одно депутатское кресло человеку из списка этих партий гарантировано. А если набрать удастся 6% голосов — гарантированы два кресла.

Казалось бы, что такое одиночка в нынешней, построенной по жесткому партийно-фракционному принципу Думе? Ноль! Но неожиданно для многих Кремль решил щедро одарить “чуть-чуть” не выигравшие партии, приподняв представляющих их одиночек над прочими рядовыми депутатами. Этот один получит некоторые права фракций: право участвовать в работе Совета Думы, получать все полагающиеся фракциям документы и материалы (а это гораздо более объемный пакет, чем получает обычный депутат), право выступать в зале заседаний с мнением по законопроектам, выдвигать свои кандидатуры на различные должности. Если у партии будет целых два мандата — она даже сможет создать в Думе свое “депутатское объединение”. Как следует называть депутата-одиночку с особыми правами, пока не понятно. Может быть, “депутат, представляющий партию “Патриоты России”, к примеру? Этот и другие нюансы еще предстоит прописать в думском регламенте.

Конечно, возможность повлиять на принятие решений у такого “депутата-фракции” равна нулю — она равна нулю даже у “настоящих”, но не имеющих большинства фракций. И все же…

Но куда ценнее для получивших “приставной стул” партий окажутся другие, внедумские преференции. Такие партии смогут в течение 5 лет, до следующих парламентских выборов, регистрировать свои списки кандидатов на выборах всех уровней без сбора подписей. Они смогут без сбора подписей выдвигать кандидата на президентских выборах. До тех пор пока ее человек сидит в Думе, партию нельзя ликвидировать, даже если ее численность упадет ниже закрепленной законом планки (с 2010 года — 45 тыс. членов). Сейчас всеми этими льготами пользуются лишь т.н. парламентские партии, преодолевшие 7%-ный барьер.

Так какой же смысл в этом барьере? Партий-то осталось всего ничего, меньше десятка, новую создать практически невозможно…

Но барьер не снижают. Может быть, Кремль боится, как бы не сорвало резьбу, если вдруг чуть-чуть открутишь гайки. А может быть, Кремль боится поставить под сомнение эффективность и разумность политической системы, выстроенной при прежнем хозяине.

…Кстати, схема, предложенная во внесенном в Думу законопроекте, не смогла бы помочь тем 5 млн. избирателей, о которых так заботился Дмитрий Медведев: ни одна из оставшихся за бортом Думы партия не набрала даже 3% голосов…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру