Дом, который необходимо увидеть

В Гранатном переулке появится уникальное здание

28.05.2009 в 16:46, просмотров: 2762

Гранатный переулок — один из немногих заповедных уголков Москвы, к застройке которого всегда относились бережно. Здесь, в отличие от многих других переулков в центре столицы, на фоне старинных особнячков, утопающих в зелени, не увидишь бетонные глыбы современных жилых или офисных зданий. И даже кирпичный дом на Гранатном, 10, построенный в советское время для партийной элиты, выглядит достаточно камерно, не притягивает к себе излишнего внимания. Возможно, дело в том, что сама атмосфера этого древнего места органично ассимилирует то, что было построено здесь в разные годы, в разные века, в разных архитектурных стилях. Впрочем, уже много лет здесь ничего нового не возводилось. Поэтому жилой дом, недавно выросший на Гранатном пер., вл. 6—8, презентация которого состоялась несколько дней назад, вызвал большой интерес у журналистов, архитекторов, историков и представителей общественности. Главный вопрос, который волнует всех: не типичный ли безвкусный “новодел” скрывается под архитектурным “покрывалом”, окутывающим силуэт возведенного здания?

Для начала немного истории. Каждый дом в Гранатном переулке — это не только памятник архитектуры, но и живая летопись нашей страны. Гранатный открывается невысокими, выбеленными каменными палатами, предположительно являющимися частью старинного Гранатного двора. До начала ХVIII века здесь производили и хранили боеприпасы, и именно отсюда пошло название переулка. В доме №1 на Гранатном некогда располагался главный корпус усадьбы графов Бобринских. А в небольшом жилом доме №3, построенном по проекту Семена Эйбушитца, была квартира, где провел почти всю свою молодость один из изобретателей водородной бомбы, впоследствии известный правозащитник Андрей Сахаров. Дом №5 — часть жилого комплекса кооператива “Кремлевский работник”, который был построен в 1935 г. на месте усадьбы, принадлежавшей отцу братьев Орловых, тех самых, что возвели на престол Екатерину Великую. Дом №7 на территории той же усадьбы — особняк псевдоготического модерна, где находится Центральный дом архитектора. В доме № 2, построенном в 1899 г., снимал квартиру писатель Борис Зайцев, его часто навещали известные поэты-символисты — Константин Бальмонт, Андрей Белый, Владимир Соллогуб, Георгий Чулков, Сергей Городецкий. В Гранатном переулке в свое время жили Константин Паустовский, поэт Аполлон Майков, режиссер Владимир Немирович-Данченко. И вполне понятно, что подобное историческое место требует очень осторожного и уважительного к себе отношения.

Если говорить о новом проекте, то в первую очередь необходимо отметить, что дом на Гранатном, вл. 6—8 — это не пресловутая “точечная застройка”. Дом построен на свободном участке, где некогда было расположено давно утраченное старое здание. К его придомовой территории примыкают два архитектурных памятника — одноэтажная усадьба Зубовых-Леонтьевых постройки начала 19-го века и особняк Морозова, в котором сейчас располагается Дом приемов МИД.

К работе над проектом соинвесторами строительства — ЗАО “Интеко” и компанией KFS-GROUP — был приглашен известный архитектор Сергей Чобан. Изначально заказчиками была поставлена довольно амбициозная задача — создать не просто комфортный жилой дом элитного уровня, а настоящий современный особняк — в полном соответствии с окружающим историческим контекстом; дом, который сможет в будущем стать достойным пополнением плеяды архитектурных памятников Гранатного переулка. Причем, в отличие от большинства инвесторов, стремящихся “получить телушку за полушку”, в данном случае заказчики не поскупились. Создание уникального здания потребовало и уникальных затрат — порядка 2 млрд. рублей.

Именно поэтому речь не могла идти о “новоделе” — банальном копировании старинных проектов. Необходима была свежая идея. Было решено создать дом, фасады которого представляли бы собой настоящие произведения искусства — за счет филигранной ручной резьбы по натуральному камню: известняку и граниту. Этот прием объединяет новый дом со многими особняками, расположенными по соседству, фасады которых украшают элементы затейливой резьбы и фресок.

В результате получилось здание, состоящее из 3-х корпусов различной этажности, объединенных высокими стеклянными перемычками переходов. Самый высокий 9-этажный корпус расположен со стороны Спиридоновки, а ближе к Гранатному переулку высота корпусов понижается — до 6-ти, а затем и до 4-х этажей. Так как основной акцент сделан на декор, то объемы корпусов строги и лаконичны. При этом все фасады представляют собой индивидуальные, но объединенные общими мотивами произведения, отражающие три эпохи развития орнаментальных форм, не повторяющие, но развивающие друг друга.

Так, на фасаде 9-этажного корпуса предусмотрены орнаменты в византийском стиле, сочетающие различные мотивы узоров, собственные мотивы применены и для оформления оконных ставень, входной дубовой двери и козырька над ней. На фасаде 6-этажного корпуса использованы орнаменты, характерные для древнерусского искусства домонгольской эпохи, развивающие византийские мотивы. Фасад 4-этажного корпуса представляет орнаментальный стиль раннемосковского искусства рубежа ХIV— начала ХV веков.

В результате на фасадах дома, как в музейной экспозиции, можно проследить эволюцию орнаментальных форм, позволяющую понять сходство и различие между аскетичным, сдержанным византийским стилем резьбы и его трансформацией на русской национальной почве. А особо пытливые умы смогут увидеть в этом здании еще и скрытую символику: корпуса дома имеют высоту 9, 6 и 4 этажа, а эти цифры находятся в примерном соответствии с количеством веков, в течение которых существовали соответственно Византийская империя, Древнерусское и Московское царства.

Кроме плоскости фасадов, орнамент будет нанесен и на стеклянные парапеты “французских” — от пола до потолка — окон, на чугунные решетки балконов-лоджий, потолки вестибюлей и стены лифтов. А во дворе предусмотрена стеклянная беседка, которая также будет сплошь покрыта орнаментом. Таким образом, насыщенный декор фасадов плавно перетекает в интерьеры и прилегающую территорию, объединяя внешний облик здания и его внутреннее пространство.

Понятно, что новый уникальный жилой дом можно назвать только элитным — это очевидно и по его местоположению, и по его современной внутренней инфраструктуре, и по большому метражу комфортно спланированных квартир, и, конечно же, по весьма внушительной цене за квадрат. Впрочем, это — еще одно продолжение исторических традиций Гранатного. Этот переулок, расположенный в тихой и уютной части исторического центра Москвы, во все века привлекал людей с достатком и положением в обществе. Здесь селились представители знатных фамилий, известные люди в мире искусства, а позднее — политические деятели и партийная элита. Впрочем, отнюдь не важно, кто сегодня купит квартиры в новом “византийском” доме на Гранатном, ясно одно — перед нами тот редкий случай, когда в выигрыше остаются не только владельцы элитных апартаментов, но и все москвичи, которые, гуляя по тихим переулочкам центра столицы, смогут открыть для себя действительно уникальное архитектурное произведение, которое по праву можно назвать летописью истории декоративного искусства, воплощенной в камне.