Под Москвой расплодились бизоны и зубры

До такой степени, что на них могут разрешить охоту

Всю минувшую неделю в Москве работал Международный конгресс биологов-охотоведов, собравший более 600 ученых, экологов, биологов и практиков охотничьего хозяйства, представителей органов власти и общественных объединений из 70 стран мира. Приветствие участникам прислал председатель правительства Владимир Путин. “Нерациональное использование биоресурсов, в том числе и охотничьих, чревато сокращением природного разнообразия, оскудением нашей планеты. Не допустить этого — наша общая цель и задача”, — озвучил ВВП проблему охотников.

Кстати сказать, форум мирового сообщества охотоведов наша столица принимала сорок лет назад. Но тогда число его участников было почти вдвое меньше нынешнего. Проблем накопилось? Или научились решать их сообща? И то и другое. До людей давно дошло, что планета наша на самом деле совсем маленькая.  

Словом, поговорить участникам конгресса, работавшего под девизом “Охота. Охотничье хозяйство. Общество в гармонии с природой”, было о чем. В его рамках прошли четыре пленарных заседания, столько же “круглых столов”, три симпозиума, работали 18 секций. Отдельные темы были отданы молодым ученым, которые выступили со своим видением проблем и путей их решения.  

Однако самые, пожалуй, активные беседы велись во время выездов в охраняемые природные уголки. Как это было в Приокско-Террасном заповеднике, куда в один из дней собрались участники мирового форума.  

Здесь и у журналистов появилась возможность несколько выйти за рамки научной полемики, сменить плоскость разговоров. Например, задать вопрос, который вертелся на языке постоянно: насколько природоохранные задачи совместимы с охотничьими приоритетами. Это как на одной сцене одновременно исполнять сразу две оперы.  

— Вы не правы, — тактично остановил не самое корректное сравнение завкафедрой охотоведения Вятской сельхозакадемии Виктор Машкин. — Сами основы существования охотоведения невозможны без приумножения биоресурсов живой природы, с тем чтобы потом рационально их использовать. Первое, чему мы учим своих студентов, — глубокое знание фауны и ее сохранение.  

— Хорошо, что у нас есть возможность периодически собираться столь широким составом, — продолжил делиться впечатлениями от конгресса Виктор Иванович. — Иностранцы, когда слушают наши выступления, воочию знакомятся с российской природой, в восторг приходят и от неповторимых ландшафтов, и от видового разнообразия растительности, зверья. Они оценили работы по восстановлению численности лося, сурка, бобра. Вот приехали познакомиться с программой восстановления поголовья зубров. Кстати, мы все надеемся, что со временем удастся добиться, что реликтовое животное перестанет быть краснокнижным персонажем и станет промысловым зверем.
Иностранные коллеги с горечью констатируют, что у них есть свободные охотничьи угодья, но зверя там не густо. У нас же около 60 разрешенных охотничьих видов, от суслика до медведя.  

Выровнялась ситуация с пушным зверьем. В той же Вятке скидки на меховые изделия доходят до 60 процентов. Да и во всем мире наметились тенденции к снижению и спроса, и цен на пушнину.
— Вспомним, как с соболем было, — предлагает Машкин. — За одного зверька корову давали. А теперь соболя удалось расселить в новые регионы, где зверь успешно прижился, хорошо размножается. Да так, что ежегодно страна за границу продает до полумиллиона шкурок. Численность соболя при этом не снижается. Похожая ситуация была с бобром и выхухолью.  

На форуме самой обсуждаемой стала специальная тема — “Международное сотрудничество в вопросе сохранения сайгака”. Его изображение даже поместили на эмблему конгресса.  

Между прочим, Приокско-Террасный заповедник, в котором эти симпатичные звери не водятся, тоже давно начал бить в тот же тревожный колокол, поддерживая коллег экологов, охотоведов из регионов, никогда не знавших недостатка именно в сайгаках. В заповеднике посетители могли видеть специальную экспозицию, посвященную резкому сокращению численности этих копытных.  

Трудно представить, что в советское время численность сайгаков была доведена до трех миллионов, а в беспредельные девяностые поголовье сократилось до 30—40 тысяч. То есть сайгак стоит на грани исчезновения. Дешевое мясо? Конечно. Но куда как дороже стоят рога сайгака, которые в любом количестве готов поглотить тот же Китай, использующий их в интересах своей народной медицины.
Вот и выбиваются в первую очередь сайгаки-самцы, носители рогов. Нехватка производителей сразу же резко ударила по численности поголовья.  

Свой взгляд на значение конгресса у доктора биологических наук, заслуженного деятеля науки, академика Петровской академии Николая Железнова–Чукотского, известного в ученой среде своими жесткими позициями, когда речь заходит о двойных стандартах по отношению к природе. Он на дух не переносит чиновников, произносящих с высоких трибун правильные слова, но запросто организующих охоту на вертолетах или подписывающих разрешение на строительство коттеджей в водоохраной зоне.
Между прочим, это именно Железнова-Чукотского международное сообщество рекомендовало президентом данного конгресса. Но в Москве предпочли предложение не услышать. Однако ученому-практику к подобному отношению к собственной персоне не привыкать. Важнее другое. Николай Константинович был участником 12 международных конгрессов, побывав в 29 странах. Потому имеет право сравнивать.  

— Уровень подобных крупномасштабных встреч у нас и за рубежом значительно разниться, — утверждает собеседник. — У нас итогом становятся решения, наполненные уже привычным пафосом: создать, усилить, увеличить. И все, дальше пустота. А в европейских странах после подобных форумов в государственные акты вносятся серьезные проблемные вопросы. И можно не сомневаться, что под их решение будут созданы специальные программы, выделены финансы.  

У нас даже законы, казалось бы, прописанные с целью упорядочения процессов, наоборот, только усиливают диссонанс. Это я в том числе и о законе “Об охоте” говорю, который на конгрессе вызвал немало справедливых нареканий. Стоит хотя бы отметить, что в нынешнем его виде он позволяет вести земельный передел. Именно этим обернется приватизация охотничьих угодий.  

Свое мнение высказал и руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт.  

— Закон требует изменений, корректировок, — заявил он. — Если сегодня будут говорить, что закон не тот, это не совсем правильно. Нужно говорить о том, что нам всем вместе нужно вникнуть в этот закон и постараться дать предложения, которые бы корректировали многие его нормы.  

Периодически, отдыхая от дискуссионной тональности, гости заповедника становились похожими на обычных туристов, восхищающихся видом реликтовых гигантов. Угощались пирожками, предложенными гостеприимными хозяевами. И говорили, что самые толковые мысли рождаются в таких вот поездках в глубинку. Хотя Подмосковье таковой можно считать с немалой долей натяжки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру