Зайцы в номере

Турфирмы не банкротятся, но и не шикуют

тестовый баннер под заглавное изображение

Число россиян, выехавших за рубеж летом 2009 года, заметно снизилось. Некоторые специалисты предрекали крушение туррынка и огромное количество дармовых путевок. Но ни того, ни другого не случилось. Каким был этот сезон и какие изменения принес кризис в индустрию гостеприимства, узнал “Турклуб”.

Турция упала, Хорватия — выросла

Летний сезон еще не окончен, но туроператоры уже подбивают баланс и заключают контракты с отелями на следующий год. По сравнению с 2008-м этим летом цены на путевки практически не изменились, а спрос упал не так критично.  

Правда, данные об итогах сезона у компаний разнятся. Одни сетуют на то, что дорогие направления остались невостребованными, другие — что эксклюзивные туры, наоборот, показали рост, тогда как туристы, которые раньше выбирали экономичный отдых, в этом году вообще отказались от поездок.  

Куда же чаще всего ездили наши граждане? Лидерами по-прежнему остались Турция и Египет. К ним примкнули: Греция и Хорватия.  

И все же по сравнению с прошлым годом (по данным туристической организации Турции) летом 2009-го турпоток из России и Западной Европы упал на 15—20%, но вырос за счет отдыхающих из соседних государств. То же самое произошло и с Египтом — россиян в этом году встретили на 20% меньше, зато европейцев стало чуть больше. Но специалисты объясняют это не кризисом, а логичным уменьшением интереса к стране после прошлогоднего ажиотажа. К тому же в последнее время в Египте произошло немало несчастных случаев с российскими туристами. Неудивительно, что интерес соотечественников к курортам Красного моря поостыл.  

Зато неожиданно значительный рост летом показали жаркие ОАЭ. Поток сюда вырос аж на 33%. И это несмотря на дорогие отели и не самый дешевый перелет.  

Похвастать успехами может и Хорватия. В этом году она была довольно дорогим направлением, так как местные отели — одни из немногих, кто почти не снизил цены, а спрос был большой.  

Выросли продажи и в Болгарии. Там сейчас открывается все больше современных отелей известных цепочек, да и сервис стал на порядок лучше.  

Из дальних направлений показали хорошие результаты Таиланд и США. Продажи в эти долларовые страны выросли на 15%.  

— Курс доллара гораздо меньше евро, поэтому Штаты стали более доступны, — говорит директор турфирмы Инна Злаказова. — К тому же в последнее время проблем с визами здесь практически нет. Отказов — минимум. Да и некоторые россияне уже имеют годовые американские визы. США давно уже не индивидуальное, а групповое направление. Тем более что там есть все — и морские курорты, и горнолыжные, и увлекательные экскурсионные маршруты.  

В Финляндию и Грецию поток не только не упал, но даже немного вырос. Правда, с осени туристы уже не смогут “поймать” дешевые билеты в Элладу. Местный авиаперевозчик прекратил рейсы на Москву.
А вот “холодным” это лето стало для потерявших туристов Италии (10%), Испании (15%), Франции (11%) и Мальты (51%).

Мошенники на пляже

Мы уже писали о том, как выживают в кризис некоторые рестораны, обманывая посетителей. Однако в тяжелых условиях мелким жульничеством не гнушаются ни туристы, ни сами турфирмы.  

— Самая распространенная афера — когда турист, оплативший номер с видом на море, заселяясь в отель, выясняет, что его окна выходят в сад или на соседнюю гостиницу, — рассказывает менеджер Элла Сафронова. — В таких случаях россияне предпочитают не искать виноватых, а доплатить менеджеру на месте. Те, конечно же, сразу находят комнату с нужным видом. Этот ход особенно хорошо идет с туристами из России, которые тут же платят за то, что уже оплатили дома и что положено им по контракту. По словам менеджеров, такая хитрость с европейцем никогда не пройдет — он  сразу вызовет представителя туркомпани.  

Еще одна уловка на безвизовых направлениях — занижение возраста ребенка. Многие отели предоставляют детям большие скидки или вообще бесплатные места в отелях. Турагентства иногда сами предлагают эту “хитрость” родителям, привлекая клиентов. По закону привлечь агентство в этом случае не получится, ведь пострадавшая сторона — только отель. А они о подлоге, как правило, так и не узнают.  

В последнее время отпускники умудряются обмануть компании даже на визовых направлениях. Они просто живут в номерах “зайцами”. Семья из трех человек бронирует номер в дорогом отеле на 2—3 недели с условием, что мужчина, пожив всего неделю, вернется в Россию, а его семья продолжит отдых. В этом случае турист сам покупает себе обратный билет, а вот ваучер и визу ему выдают на весь срок бронирования отеля, иначе оформить бронь невозможно.  

На самом деле второй член семьи никуда не уезжает, а продолжает жить в номере все время, заплатив только за одну неделю. Как правило, в отеле узнают про “зайца” уже постфактум. “Зайцы” выбирают большие гостиницы, где отследить заселения и выселения сложно.  

Разобраться, кто виноват при таком мошенничестве, опять же довольно непросто. В итоге убытки отелю покрывают туроператоры, ведь ссориться с партнерами никто не хочет. А это довольно большие суммы — минимум 500—1000 евро.

В отелях откажутся от цветов и газет

В тяжелые времена, чтобы выжить, отели придумывают и вполне законные способы экономии. К примеру, многие гостиницы стали отказываться от дополнительных услуг и, как следствие, снижают цены и звездность.  

Так, отели известных международных цепочек отказались от “комплиментов” в номерах, бесплатных газет и цветов. Некоторые предпочитают отказаться от бесплатной прачечной. Как говорится, в кризис: имидж — ничто, прибыль — все.  

Отели категории 3—4 звезды ввели новые правила: теперь постельное белье в номере меняется не каждый день, а по требованию клиента и за отдельную плату.  

Возможно, недалек тот час, когда отели придут к советской системе сервиса, когда в гостиницах СССР были платными и белье, и мыло, и полотенца, и даже туалетная бумага. Ведь за этот год, по оценкам экспертов, процент занятости номеров в отелях класса “люкс” во всем мире упал с 71 до 57%, а среднесуточная стоимость проживания в отелях 5 звезд сократилась на 16%. В отелях категории 3—4 звезды — на 13%.

Меньше, но надежней?

По прогнозам экспертов, из-за кризиса должно было обанкротиться немало туристических компаний. Но не тут-то было. Закрылись некоторые агентства, предоставляющие посреднические услуги. Сами же туроператоры вполне довольны жизнью и уходить “на покой” не собираются. Исключение составили фирмы, у которых и до кризиса дела шли на спад.  

Крах многих игроков рынка предрекали и после того, как в начале лета были приняты поправки о повышении размера финансового обеспечения туроператоров. Напомним, что раньше ТО, работающие на выездной туризм, должны были предоставлять фингарантии в размере 10 миллионов рублей. После поправок ситуация изменилась. Теперь компании платят в зависимости от доходов. Те, чья выручка составляет менее 100 миллионов рублей в год, должны предоставлять фингарантии в размере до 30 миллионов. С выручкой до 300 миллионов — до 60 миллионов, с выручкой свыше 300 миллионов — до 100 миллионов рублей.  

— Чем больше выбор, тем выгоднее это клиенту. С уменьшением числа компаний останутся крупные фирмы, которые будут завышать цены, — считает гендиректор ТО Ирина Петрова. — Еще один минус новых фингарантий: мелкие фирмы, которые занимаются индивидуальным туризмом, исчезнут. Их вытеснят гиганты, рассчитанные на массового туриста. “Индивидуалы” же, которые буквально носят клиентов на руках, не выживут.  

Но даже новые суммы фингарантий не защитят туристов в случае банкротства компании. Как известно, самое надежное — это страховать каждого клиента в отдельности.  

— Ходило много разговоров о банкротствах турфирм, которые начнутся после новых поправок, однако я что-то ничего подобного не наблюдаю. Это значит, что ТО все же имеют возможность выплачивать принятые новым законом фингарантии, — заверил нас пресс-секретарь Ростуризма Владимир Егоров. — К тому же в этой ситуации есть еще один плюс, помимо безопасности туристов. Рынок с определенным числом сильных игроков легко контролировать государству.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру