После того как произошло каноническое общение между РПЦ и РПЦЗ, считается, что центр православия находится в Москве. Но позиция, которую заявил РПЦЗ, свидетельствует о том, что в православном интернационале наметился раскол. Один из аналитиков церковной жизни России, к которому “МК” обратился за комментарием, пояснил: “РПЦЗ дважды здорово обидели — на Архиерейском и на Поместном Соборах: им не предоставили слова, не подняли проблемы, которые они ставили. Так что подспудное объяснение сводится к тому, что, мол, раз нас не слушают, мы решили проявить самостоятельность”.
Что касается генерала Власова, то Русская зарубежная церковь всегда относилась к нему двойственно. Одна часть признавала его героем, другая считала предателем. Единого мнения не существовало.
Сергей ДРОБЯЗКО, кандидат исторических наук, специалист по истории коллаборационизма во время Второй мировой войны:
— Честно говоря, я, будучи хорошо знаком с фактурой, к нему отношусь не очень комплиментарно. Как человек, изначально воевавший на стороне советской власти, дававший присягу, имевший все подобающие званию и должности жизненные блага, его выбор в пользусотрудничества с немцами не может вызывать симпатии.
Тем более что антисоветским он стал даже не тогда, когда оказался в окружении, а уже будучи в плену, когда ему немцы предложили возглавить эту политическую инициативу. Никакой реальной властью он при этом не обладал — просто служил пропагандистским знаменем.
Леонид ИВАШОВ, президент Академии геополитических проблем, профессор, генерал-полковник в отставке:
— Я боюсь, что этот синод попал в общий контекст переписывания истории. Слишком уж согласуется с тем решением парламентской ассамблеи, которая поставила нас на одну доску с Гитлером. Что касается меня как офицера, отношение к Власову — предатель и есть предатель. Есть генерал Карбышев, который ни слова не проронил, принял мучительную смерть, много других, а есть Власов. Если Власов прав, то Карбышев неправ.