Теленеделя с Александром Мельманом

Три процента культурных

Агрессивно-непослушное большинство кричит: “По телеку нечего смотреть! Долой телевизор! Разврат один в ящике!” Ну да, конечно, все правильно. Только вот на днях вышел документальный фильм об Анастасии Цветаевой к 110-летию со дня ее рождения. Женщина 93 лет, согнувшаяся, вся в морщинах… А разум светлый, и стойкость жизненная всем на зависть. Больше десятилетия в лагерях, но говорит: “Я ни о чем не жалею, значит, Богу так нужно было испытание мне послать”. Она была в одном бараке с проститутками, убийцами, воровками и при этом: “Такие же люди, как все: и хорошие среди них попадались, добрые, и поганые — как везде”. Фильм 1989 года, режиссер — знаменитая Марина Голдовская. Для кого это показано? Кто смотрит такое кино? Канал “Культура” имеет рейтинг 3%, а кричат по-прежнему: “Нечего смотреть!”.

Летом на канале “Россия” в эфир вышел фильм “Подстрочник”. На протяжении восьми часов Лилианна Лунгина рассказывает всю свою жизнь. Это сделано против всех правил телевидения, но оторваться-то невозможно. Интеллигенция была в восторге: значит, мол, не все так безнадежно в нашем царстве-государстве. Но кто такая сейчас интеллигенция? Единицы, маргиналы. Да и “Подстрочник” заметили лишь потому, что очень уж он выделялся на фоне телекоролевства “Кривых зеркал”. Когда говорят, что смотреть нечего, просто не хотят искать. Плюются на всевозможные ток-шоу на “раздевание”, но сами-то смотрят и с большим удовольствием. А “Культуру” не смотрят. Не понимают, что ТВ дает не только многочисленные примеры, как жить нельзя, но как жить стоит, брать пример с кого. Впрочем, не хотите — как хотите, уговаривать не буду никого.

Долой манекенов!

На канале “Россия” прошла премьера нового формата программы “Специальный корреспондент”. Казалось бы, ну и что? Все сделано правильно: сначала фильм показали, потом эксперты его обсудили. Так и делается качественное телевидение: тут вам и тема актуальная — свиной грипп, и разговор по существу. Но ведь как прозвучало! Новостью номер один во всех СМИ стало сообщение в телепередаче академика Львова о том, что в России одна женщина умерла именно от этой болезни. Ведь ТВ без отклика, пускай и сенсационного, не работает, становится всего лишь фоном. Ну даже не это главное.

Вести программу поставлена ведущая “Вестей” Мария Ситтель. Тут и произошло открытие! Ведь кем на самом деле являются сейчас у нас новостные ведущие? Манекенами с холодным государственным блеском в глазах. Слава Зайцев, тоже ныне модный ведущий, про таких говорит просто: вешалки. Кутюрье нужно, чтобы мужики на его моделек не пялились, а только оценивали прикид. На ТВ то же самое: будь ты Выходцева или даже сама Катя Андреева, на поверку все равно выходит мисс Снежная королева и грузит тебя про наш тандемный патриотизм. И что с этих роботоподобных функций возьмешь? Даже в нашем тоталитарном советском прошлом дикторов любили, Танечками-Валечками называли, а тут сплошной унисекс. Впрочем, тяга к дикторшам у народа была всегда. Однажды в программе “Секс с Анфисой Чеховой” показали, как трое суперменов собираются на квартире, приносят вино, шампанское, включают “Новости” с какой-либо раскрученной ведущей, подходят к телевизору и… Дальше мы деликатно промолчим, но факт остается фактом: дикторов, и особенно дикторш, по-прежнему обожают, пусть иногда и странною любовью. К чему это я? А к тому, что Мария Ситтель оказалась на поверку не только госдамой, но и умной, непосредственной, красивой женщиной, с которой очень даже хочется общаться. Причем самым нормальным образом. А это, согласитесь, тянет на телеоткрытие недели.

Очаги просветления

А вот еще один пример волшебной силы ТВ-искусства. К Андрею Малахову в “Пусть говорят” на этот раз пришли не какие-нибудь там тетки-соседки-кричалки, а Алла Борисовна Пугачева (она же бабушка) и Кристина Орбакайте (мама) — мужем битая, сыночком Дени забытая… Словом, перед нами сидели несчастные простые русские бабы. И не пиариться сюда они пришли, не кричать о себе, любимых, как практически все, кто причаливает к Малахову. Две звезды, мать и дочь, на самом деле искали у зрителей сочувствия, соучастия и через телекамеру обращались к мужу-зятю Байсарову. Потому как других способов до него докричаться у Пугачевой с Орбакайте уже практически не осталось. В этом и есть заслуга телевизора, пускай и использует он эту свою великую силу в редкие, пиковые моменты жизни. Так Михаил Горбачев после своего пленения в Форосе пришел в гонимый им “Взгляд”. Так во время “Норд-Оста” несчастные родственники пришли в программу Савика Шустера, чтобы докричаться, достучаться до террористов. Но это только разовые вспышки, очаги просветления. В остальном телевидение — пена, которая тушит искренние и очистительные всполохи.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру