Лукавство от свиного гриппа

Спекуляцию аптеки прекратили для вида, чтобы угодить президенту: цены все равно будут расти

Спрос не всегда рождает предложение: порой он ведет к дефициту и росту цен. А такого фантастического спроса на противовирусные препараты и защитные маски, к которому привел свиной грипп, в России, пожалуй, еще не было. И министр здравоохранения, и даже президент призвали производителей и аптекарей не наглеть и не наживаться на людском горе. То есть не повышать цены.  

В ситуации попытался разобраться обозреватель “МК”.


Дмитрий Медведев на встрече с главой Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой заявил, что завышение цен на лекарства и средства профилактики, то есть спекуляцию на эпидемии гриппа, следует рассматривать как преступление. И поручил Федеральной антимонопольной службе и Генпрокуратуре следить за тем, чтобы продавцы лекарств и защитных средств не спекулировали на эпидемии свиного гриппа.  

Многие крупные аптечные сети отреагировали моментально — объявили о тотальном снижении цен на противовирусные препараты. По телефону справочной службы одной из популярных столичных сетей звучит такое заманчивое рекламное предложение: “Только сейчас вы сможете приобрести арбидол со скидкой в 35%!” В другой сети цены на противовирусные средства снизили на 10—15% и планируют держать их в течение месяца.  

В то же время, если еще пару месяцев назад тот же арбидол можно было легко купить рублей за 130—150, сейчас цены на него выросли в полтора-два раза. “Я сегодня купила упаковку за 230 рублей — причем в дешевой аптеке, где у меня к тому же скидка”, — поделилась с нами читательница “МК”.  

— В аптеки приходят новые прайсы от дистрибуторов, с более высокими ценами, — сказал “МК” руководитель департамента маркетинговых исследований отраслевого агентства “Фармэксперт” Давид Мелик-Гусейнов. — Спрос начался ажиотажный, аптеки и дистрибуторы не были к такому готовы, поэтому образовался дефицит. В Москве очень активно берут оксолиновую мазь, вифероновую, “Тамифлю”, другие противовирусные препараты. В интернете, где торговля лекарствами вообще не контролируется, “Тамифлю” предлагают по 5 тысяч рублей за упаковку, хотя отпускная цена оптовика составляет 1000—1300 рублей. Ажиотажный спрос приводит к тому, что народ даже не понимает, что покупает. Видел бабушку, которая просила провизора дать ей “Тамифлю” или “Терафлю” — а это абсолютно разные препараты!  

Однако далеко не все эксперты записывают фармацевтов в спекулянты.  

— На любом рынке ажиотажный спрос может привести к спекулятивной ситуации, но на фармрынке тому есть определенные преграды, — говорит фармэксперт Николай Демидов. — К примеру, установлены жесткие фиксированные наценки на препараты ЖНВЛС (жизненно необходимые. — “МК”), и злоупотребления в ценообразовании в классической цепочке “производители — дистрибуторы — аптечные сети” сведены к нулю. Дистрибуторы не будут этим заниматься, рискуя быть наказанными. А почему цены растут? Это возможно при мноноступенчатых системах поставок, предполагающих большое количество посредников, — такие ситуации у нас часто возникают, а законом это не запрещено. К тому же сам производитель может в добровольном порядке регистрировать цены на ЖНВЛС — то есть повышать их, если препарат пользуется повышенным спросом. Если же препарат не входит в список ЖНВЛС (а 90% противовирусных средств в него входят), то цены на него может регулировать рынок.  

То есть одними проверками в борьбе со “спекуляцией” не обойдешься — тут или законы, или всю экономику надо менять. Впрочем, есть эксперты, которые искренне не понимают, зачем люди вообще покупают эти лекарства.  

— Основные препараты, которые сейчас раскупаются (если не считать симптоматических, которые облегчают проявления гриппа, но не лечат его), не имеют доказанной эффективности, — говорит председатель ассоциации специалистов доказательной медицины Кирилл Данишевский. — И это препараты, которые попали в рекомендации Минздравсоцразвития по лечению нового вируса. Только по двум препаратам — осельтамивир и занамивир — есть убедительные клинические исследования. Но принимать их нужно только в случаях тяжелого течения болезни, иначе польза и вред будут сопоставимы.  

Особо скажу и о вакцинах. Вакцины от сезонного гриппа, к сожалению, плохо исследованы. Убедительных доказательств, что вакцинация привела к снижению заболеваемости и смертности за последние пять лет, нет. А исследования вакцины от свиного гриппа вообще не могут служить свидетельствами ее эффективности. Вакцинацию сейчас делают добровольно-принудительной, но при этом неясно, кто и как будет компенсировать человеку последствия, если, положим, прививка приведет к тяжелым осложнениям.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру