Олимпийская Цусима

Рекорды невозможны без массового спорта

Рекорды невозможны без массового спорта
Рисунок Алексея Меринова
В начале прошлого века в ходе Русско-японской войны в Цусимском проливе была разгромлена русская эскадра. И хотя царское правительство призывало не придавать этому большого значения: частный бой, есть у России еще корабли и т.д. — для российского общества Цусима стала символом неприемлемости всего самодержавия. Что-то подобное происходит сейчас с оценками итогов зимних Олимпийских игр. Министр Мутко призывает не драматизировать событие. Нормальные результаты. Ничего страшного, как говорил Карлсон по поводу разбитой люстры, — “дело житейское”.  

Оба руководителя страны понимают, что народ может не захотеть иметь правительство, для которого размещение России во втором десятке — “дело житейское”. Лидеры помнят, что совсем недавно клеймили Гайдара и Козырева за смиренную готовность занять места во втором ряду.
Я согласен с премьером В.В.Путиным в том, что надо не посыпать голову пеплом, а заняться серьезным анализом.


Если не посыпать голову пеплом…  

Больше всего я боюсь, что анализ поражения будет идти по советским канонам (ведь все “антисоветское” теперь травят).  

А в чем состоял советский метод? Во-первых, обличали происки коварных врагов. В данном случае — судей.  

Во-вторых, винили в поражении объективные обстоятельства. В Ванкувере — погода, условия питания и т.д.  

В-третьих, искали стрелочников. Спортсменов и их тренеров.  

В-четвертых, порой приходилось выделять отдельных высших начальников и делать их мальчиками для битья. Скажем, Тягачева. И наконец, когда всего этого не хватало, называли виновниками первых лиц государства. Естественно, после их смерти или отставки: Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев и теперь — Ельцин.
Но никогда, подчеркиваю, никогда не обвинялась в поражении вся система, вся бюрократия, вся ее вертикаль.  

Вот и сейчас наша бюрократия хотела бы обойтись первыми тремя методами.  

Сначала вопросы. Почему Олимпийский комитет России не проверил, чем будут кормить спортсменов? Ведь об изобилии в “Русском доме” позаботились? Почему тот же Олимпийский комитет не отстоял такие правила оценки фигуристов, которые устраивали бы нас? Не хотели конфликтовать? Или не было времени — надо было продавать билеты с наценкой в 120%? Тут конфликт с нормой олимпийского начальства в 20% уже не смущал.  

Почему золотого медалиста по лыжам его тренер встречал в Москве? Начальство ездило вместо этого тренера?  

Кто персонально оценивал перспективы наших спортсменов, что это за “профессионалы”, если они ввели в заблуждение всю страну?  

За чей счет плавал “Крузенштерн” и сколько катков можно было за эти деньги построить в стране?  

Что делали в Ванкувере две сотни телевизионщиков?  

Я мог бы продолжать в рамках методов советского прошлого. Но я хорошо усвоил уроки социализма. И я должен перейти в “антисоветскую” зону анализа.

* * *

Если российский спорт — плоть от итога российской номенклатурно-олигархической модели устройства постиндустриальной эпохи, то только при радикальном реформирование всей модели можно ожидать результатов и в спорте, и на Олимпийских играх в том числе.  

При этом есть одно важное обстоятельство, делающее Олимпиаду одним из самых “действенных” доводов в пользу реформ. Дело в том, что именно на международных соревнованиях результаты, во-первых, публичны, во-вторых, исключительно наглядны и, в-третьих, прямо связаны с радостью или огорчением миллионов. Спорт — это тот термометр, который показывает температуру.  

Таких термометров особенно опасаются бюрократические режимы.  

Так, в советские времена, сколько бы нас ни убеждали, что мы первые в космосе, факт был в том, что по Луне ходили американцы.  

Сколько бы власти ни убеждали нас в том, что колхозный строй — лучший, факт был в том, что без закупок 5, 10, 20 и более миллионов тонн зерна СССР был обречен на голод.  

Сколько бы ни убеждали, что наша армия — непобедимая и легендарная, но с афганскими пастухами она никак справиться не могла.  

А вот с Олимпийскими играми советской бюрократии справиться удавалось. Победа держалась на трех главных столпах. Во-первых, выделенные деньги в основном расходовали все же на Игры, а не на самообеспечение бюрократии. Во-вторых, при существовавшем уровне благосостояния граждан выделение квартиры, талона на покупку автомобиля и даже право на ввоз пары чемоданов с барахлом с западных блошиных рынков значили много. Но главным было третье: крепостное право советского государства на своих граждан, в том числе спортсменов и тренеров, обеспеченное целой системой мер — вплоть до превращения в заложников родителей и детей, выезжавших на Игры.  

Ничего этого теперь нет, и итоги зимних Олимпийских игр стали своего рода термометром, показывающим наглядно, беспощадно, обидно, неоспоримо то, что избранный Россией номенклатурно-олигархический вариант постиндустриального строя, пусть и лучший для нашей бюрократии, для страны и ее народов, не сулит будущего. И в спорте. И везде.

* * *

Олимпийцы будут, если спортсменом будет каждый.  

Какой должна быть реформа спорта?  

Конечно, исключительно важно мнение профессионалов. Но сам характер подлинной реформы таков, что полезно вносить предложения всем нам.  

Исходным должно стать признание того, что спорт оказался в глубоком кризисе. Гораздо более серьезном, чем экономическом.  

Поэтому программа преобразований спорта должна стать одной из главных национальных задач. Такой же, как численность населения. Такой же, как интеллектуализация нации.  

В этой программе просматриваются четыре блока: массовый спорт, специальные виды спорта, индустрия спортивных зрелищ, спорт высоких достижений. В первом участвовать должен каждый гражданин. Во втором — все желающие. В третьем — профессионалы. В четвертом — отобранные по результатам.  

Массовый спорт — это спорт в учебных заведениях и спорт взрослых. Должно стать правилом: во время учебы ежедневно два часа идут на занятия спортом. Час — индивидуальные виды: бег, гимнастика, плавание и т.д. И час — на игровые: футбол, баскетбол, регби и т.д.  

Чтобы такой объем сделать реальным, не должно остаться ни одной школы, техникума, вуза без спортивного комплекса, включающего стадион, бассейн, каток, площадки для волейбола и т.д. И открытыми они должны быть по 18 часов в день — все дни недели.  

Для занятий массовыми видами спорта взрослых необходимо создавать клубы, кооперативы, спортивные сообщества. Правительству и общественности надо сесть за стол и буквально выжечь все попытки кого-либо наживаться на массовом спорте — будь то арендная плата за землю или за здания, будь то федеральные и местные налоги, будь то пожарные или санитарные врачи.  

Спортивные центры должны быть в каждом микрорайоне, на каждые 2—3 тысячи жителей. Они должны быть главными местами семейного отдыха в конце недели: с кафе, барами, кинотеатрами и т.д.  

Плата должна быть на уровне себестоимости и не должна превышать для гражданина 10% среднего заработка в стране.  

Специальные виды спорта — это те, которые требуют значительных инвестиций в сооружения, в инвентарь и в сам процесс занятий: конный спорт, парусный спорт, мотоспорт, лыжные трамплины, бобслейные трассы, гольф и т.п.  

Это вполне достойные виды спорта, но для занятия ими требуются значительные расходы. Государство должно помогать, но главные затраты должны осуществлять сами спортсмены. Серьезные затраты должны производить и те, для кого эти виды спорта составляют рынок: фирмы-производители оборудования и инвентаря.
Думаю, что здесь главными должны стать клубы со вступительными взносами, с ежемесячными взносами, с разовой платой за посещение.  

Отрасль спортивных зрелищ — это чисто коммерческая деятельность, и в ней заняты спортсмены-профессионалы. Здесь свои заработки и своя специфика этих заработков, так как есть виды спорта, где за пять лет занятий надо заработать на всю оставшуюся жизнь, включая неизбежные затраты на лечение и т.д.  

Индустрия спортивных зрелищ необходима и полезна. Но всегда надо помнить, что, как правило, те, кто идет на спортивные зрелища или смотрит их на телеэкранах, — уже оторваны от собственных, личных спортивных занятий. Поэтому индустрия спортивных зрелищ должна платить значительные налоги в фонды поддержки массового спорта. Задача государства и общества — осуществлять контроль за балансом этих сторон коммерческого зрелищного спорта.  

И наконец, четвертая область спорта — спорт высоких достижений, спорт олимпийский. Это тоже целая отрасль — от школ олимпийского резерва до самих Олимпиад. И здесь главными являются два аспекта. Первый: демонстрация возможностей человека. Второй: демонстрация уровня развития спорта в стране.  

Главная опасность — подмена заботы о массовом спорте, о физическом состоянии нации разного рода заменителями, эрзацами: коммерческими зрелищными показами и обеспечением олимпийских достижений. В итоге олимпийский спорт и зрелища становятся головастиком без тела, без массового спорта.  

Создание системы массового спорта требует огромных затрат. Думаю, что массовый спорт должен рассматриваться  как часть затрат на оборону. Чем меньше будет армия, чем она будет профессиональнее, тем важнее для обороны страны общий спортивный уровень нации. И затраты на массовый спорт должны быть такими же важными, как и расходы на научные оборонные исследования. Уместно напомнить, что в ХIХ веке главную заслугу в военных победах Пруссии справедливо приписывали школе и школьным учителям.

* * *

Каким путем пойдут власти современной России после олимпийской Цусимы в Ванкувере? Будут ли они пытаться воссоздать аналог советской олимпийской системы? Удастся ли им это? Возможен ли такой аналог вообще в открытом обществе ХХI века?  

Но если встать на путь реформ в спорте, то сразу выяснится, что фундамент нормального спорта — состязательность и конкуренция — невозможен в условиях, когда состязательность и конкуренция или существуют ограничено, или по существу устранены, или заменены то открытой, то подковерной аппаратно-бюрократической возней в базисных по отношению к спорту отраслях: политике и экономике, да и в смежных сферах — будь то образование или телевидение. Реформа спорта возможна и необходима, но только как составная часть реформы всего общества.  

Вспомним уроки 1905 года. Тогда царское правительство попыталось уклониться от анализа главных причин поражения. Но российское общество думало иначе. И в стране началась революция, которая заставила-таки самодержавие начать глубокие реформы самой системы.  

Что будет в России 2010 года?

Профессор Гавриил Попов, Президент Международного университета в Москве

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру