Порядок прошел мимо

“МБ” прогулялся по железнодорожным вокзалам

“МБ” прогулялся по железнодорожным вокзалам
Минувшей осенью на вокзалах и привокзальных площадях сначала запретили торговлю с лотков, а потом и всю уличную торговлю. Малый бизнес покинул насиженные места. Но порядка от этого больше не стало. Зато резкое сокращение торговых точек привело к росту цен на продукты питания и услуги. В этом убедился корреспондент “МБ”, прогулявшийся по вокзалам столицы.

В начале сентября железнодорожники начали наводить порядок на 332 российских вокзалах. Как пояснили в РЖД, решение принято для повышения качества обслуживания пассажиров и для борьбы с контрафактной и низкокачественной продукцией. Расположенные в хаотичном порядке палатки и киоски, по мнению железнодорожников, ухудшали санитарную обстановку. С 1 октября 2009 года на привокзальных площадях крупных городов началась “ликвидация всех стихийно образовавшихся коммерческих объектов”. Со всеми частными предпринимателями, торгующими у вокзалов, были расторгнуты договоры аренды торговых точек.  

Прошло полгода. И “МБ” решил узнать, появился ли тот обещанный порядок на привокзальных площадей, кто занял места малого бизнеса и что стало с ценами на услуги и товары первой необходимости?  

Московская площадь трех вокзалов. В знаменитом пешеходном переходе между Казанским и Ленинградским вокзалами палаток с контрафактом стало заметно меньше. Правда, запах остался. Пахнет не очень. Может быть, когда-нибудь и здесь начнут делать влажную уборку. Позитивные изменения не коснулись так называемой “бич-биржи”. Гастарбайтеры и приезжие из регионов РФ по-прежнему ищут возле вокзалов поденную работу. Любую. Оставляю “биржу” позади и выхожу к не менее известному “пятаку” — островку самой что ни на есть контрафактной торговли. Этот островок состоит из пары десятков палаток, абсолютно не подверженных влиянию внешних факторов. Революция, не революция, а “пятак” стоит и стоит.  

Следующий пункт программы. Торговые ряды между Ленинградским и Ярославским вокзалами. Бросается в глаза, что закрыто много киосков на подходе к рядам. А ведь в недалеком прошлом это была вотчина для сбыта краденной аппаратуры со всей Москвы. И место сбора соответствующего контингента. Часть палаток исчезла, а контингент на месте. Поднимаюсь в здание торговых рядов. Чудеса. Еще осенью представители Юго-Восточной Азии буквально не давали прохода потенциальным покупателям, хватали за руки, умоляли купить хоть что-то. Хватают и ныне. Но не вьетнамцы и не китайцы. Теперь проходу не дают азербайджанцы. Интересуюсь: куда делись представители Вьетконга?  

— Ушли на другие рынки, дарагой! Как продажи упали, аренду взвинтили, они и свалили.  

Для оценки качества обслуживания пассажиров, из-за которой РЖД и начали атаку на малый привокзальный бизнес, я выбрал такой критерий, как стоимость бутерброда с колбасой в буфете. На Ярославском бутер с сырокопченой колбасой стоит 25 рублей. В самом помещении вокзала торговых точек практически не осталось. Так, лотки с “железнодорожной” лотереей, газетные киоски.  

Порадовал Казанский вокзал. Прямо при входе бросается в глаза табличка, приглашающая в привокзальную гостиницу. И цена, кстати, за номер относительно приемлемая. Бутерброд стоит те же 20—25 рублей. Уличной торговли на Казанском нет. Интернет-кафе вот наглухо закрыто, что не вписывается в президентские представления о правильной жизни.  

Гораздо хуже ситуация на Киевском вокзале. Порядка тут мало. И наглые автокиоски с наглой же вывеской ФМС, продающие всем желающим миграционные карточки. Самостийные носильщики и частные таксисты никуда не делись. И торговля алкоголем неизвестного происхождения с рук (на площади, возле выхода из метро торгуют пенсионерки).  

Зато Белорусский вокзал не обманул моих ожиданий. Еще осенью, когда я беседовал с представителями вокзального бизнеса, они жаловались и обещали закрыть свои точки. Искать закрытые объекты вокзальной торговли долго не пришлось. Привокзальный ресторан больше не манит своими прелестями приезжих и отъезжающих. Закрыт. И, как сообщают более везучие бизнесмены, закрыт давно. Плохо, конечно, но пережить можно. Поднимаюсь на второй этаж и попадаю в буфет. Вот что значит отсутствие конкуренции. Бутерброд с колбасой стоит 50 рублей. Точно такой же бутерброд, как на других вокзалах, но зато в два раза дороже.    

Те редкие продавцы, что согласились со мной побеседовать, в один голос продолжают свою осеннюю песню об аренде. Дорого. Обещают все уйти. Вот и сбудется мечта начальства. Останутся только структуры, близкие к государству. Вот так и закончился наш очередной вокзальный рейд. Изменения есть. Но обещанного порядка они не принесли ни людям, ни малому бизнесу, ни железнодорожникам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру