Головоломная страсть

Загадка секрета детективной головоломки

15.06.2010 в 08:00, просмотров: 1974

Статистика, которая знает все, утверждает: известная нам информация об окружающем мире: пространстве, людях, ситуациях – даже у тех, кто изо дня в день ведет самый обычный, обыденный и даже рутинный образ жизни составляет не более 15% от общего объема. А остальное – неизвестность, в которую мы ежедневно окунаемся, проживаем, которую разгадываем. Не верите? Смотрите сами.

Головоломная страсть

Ежедневно что-то меняется в самом привычном пейзаже, появляется нечто неизвестное. То, что представляет для нас, какую-то загадку.

Ежедневно мы видим на улицах людей; и чем больше город, в котором мы живем, тем больше незнакомых людей мы встречаем. Даже хорошо знакомый человек иногда преподносит сюрпризы, а незнакомый – просто сплошная головоломка.

А ситуации, в которые мы или попадаем, или чуть-чуть не попадаем? А то, что приключается с нашими близкими, знакомыми или просто героями рассказов и баек?

Вот и выходит, что ежедневно мы сталкиваемся с огромным количеством головоломок. Однако, несмотря на это, мы, чтобы развеяться, отдохнуть от повседневности, открываем… хороший детектив, в центре которого, как правило, увлекательная головоломка, которую нам вместе с героями книги предстоит разрешить. Парадокс? Только на первый взгляд.

В литературе есть два взаимоисключающих образа детектива, который разгадывает детективные головоломки: чаще всего это субъект с железной логикой и совершенным отсутствием эмоций. Шерлок Холмс, Ниро Вульф, комиссар Мегрэ – пример такого типажа. Реже, но встречается детективная противоположность, когда первичны эмоции и чувства – например, та же Евлампия Романова, очень внимательная, наблюдательная и решительная – но все-таки женщина, существо иррациональное.

Важный момент – взаимоисключение: читатель не поверит в эмоционального Холмса, так же как и в любопытную домохозяйку, которая с холодным сердцем и чистым разумом вдруг выдает четкое логическое построение.
Герой романов Татьяны Гармаш-Роффе, специалист по разгадыванию детективных головоломок, Алексей Кисанов (КИС) – исключение. Для того чтобы раскрывать преступления, надо обладать отменным логическим мышлением, помноженным на интуицию. Однако при этом детектив КИС еще и испытывает чувства: страдает и радуется, делает ошибки и совершает открытия, словом – живет. Этот герой у автора получился очень человечный, очень близкий нам, читателям.

Детективные головоломки, которые ему приходится распутывать, намного сложнее, чем просто ответ на сакраментальный вопрос «кто убийца», тем более что любители детектива и так знают: убийца – лакей.
Кисанову приходится разгадывать головоломки многослойные – под детективной оболочкой скрывается ситуация с романтическим, драматическим или с каким-нибудь еще жизненным послевкусием. Здесь одного дедуктивного метода мало: чтобы понять - надо прочувствовать.

В основе романа Гармаш-Роффе всегда есть какая-нибудь интересная История, обязательно с большой буквы. Иногда в масштабе одной семьи, но поданная очень сильно, живо и выпукло. Так, что описанных перипетиях чужой жизни с удивлением узнаешь себя.

Покоряет степень знания автором разнообразнейших сторон нашей жизни – от засады в подпольной лаборатории, торгующей человеческими органами, до дегустации марочного вина. Татьяна Гармаш-Роффе в одном из интервью призналась, что поиск эксперта по теме нового романа – это отдельная, порой – почти детективная история.

Каждая книга – это знакомство с интересными людьми, погружение в оригинальную, экзотическую профессию. Например, в новом романе, «Ягоды страсти, ягоды смерти» читатель настолько вникает в детали уникальной профессии дегустатора вин, профессионального сомелье, что пробуждает в читателе способность воспринимать такие вкусы и ароматы, о которых он даже и не подозревал. Такие книги, без преувеличения, меняют восприятие мира.

Кроме наблюдательности и логичности - качеств, без которых невозможно разгадать чисто детективную задачку, КИС преподносит читателям урок настоящей житейской мудрости.

Даже если улик больше, чем достаточно, даже если времени нет совсем – все равно пытаться разобраться в случившемся. Оставаясь беспристрастным, слушать, что скажет интуиция – как детективная, так и человеческая. Понять и почувствовать.

Мы страсть как любим головоломки. Пусть и не всегда мы их разгадываем, но главный секрет детективной головоломки не в том, чтобы найти однозначный ответ. Порою процесс поиска гораздо важнее ответа, указанного на последней странице. Это интеллектуальное наслаждение, открывающее новые грани собственной жизни. Теория, которая становится практикой. Книга, которая оживает в реальности. Поэтому мы вновь и вновь возвращаемся к тому, что мы все так любим.