Следующая станция — последняя?

На “Марьиной Роще” и “Достоевской” могут поставить точку в строительстве метро на ближайшие годы

Сегодня с опозданием на полгода открываются две новые станции московского метро — “Марьина Роща” и “Достоевская”. Такая отсрочка кажется сущим пустяком, если учесть, что в ближайшие годы в Москве, возможно, не откроется вообще ни одной станции. Как удалось выяснить “МК”, денег на метростроение у города нет.
На “Марьиной Роще” и “Достоевской” могут поставить точку в строительстве метро на ближайшие годы
Графика: Ольга Нежельская.

Станция “Достоевская” расположена под Суворовской площадью с тремя выходами (на Селезневскую улицу и к Театру Российской Армии). Южный выход откроют только после окончания строительства станции “Суворовская”, которая станет пересадочной на Кольцевую линию. “Она есть в Генеральной схеме развития метро, но появится очень не скоро, не раньше 2024 года”, — говорит Дмитрий Гаев.


На “Марьиной Роще” откроется только один вестибюль — южный. Из него можно попасть на нечетную сторону Шереметьевской улицы и к кинотеатру “Гавана”. Выход к театру “Сатирикон” и 4-му проезду Марьиной Рощи, возможно, построят через год.


В день открытия во всех кассах Люблинско-Дмитровской линии будут продавать праздничные билеты на две поездки с изображением новых станций.


“Марьина Роща” является конечной станцией. И хотя у метрополитена были грандиозные планы по продлению этой линии на север, в направлении Бескудникова, не исключено, что из-за финансовых проблем конечной она останется надолго.


Сейчас заморожено строительство даже тех станций, которые находятся в высокой степени готовности. Так, три станции на южном участке Люблинско-Дмитровской линии — “Борисово”, “Шипиловская” и “Зябликово” — метрополитен планировал открыть до конца 2011 года. Но если еще зимой работы на них кипели вовсю, несколько недель назад строительство прекратилось. И когда возобновится — неизвестно.


В прошлом году метростроевцы начали рыть котлован для станции “Новокосино”. Но в 2010-м денег на продолжение работ уже не оказалось, и стройку заморозили. Проект многострадальной станции “Жулебино”, которая, по идее, должна была появиться одновременно с “Новокосино”, вообще лежит в долгом ящике.


В марте вышло распоряжение правительства Москвы “О проектировании линий и объектов метрополитена для организации их строительства начиная с 2012 года”.


— Специалисты посмеивались над этим постановлением, считая его нереальным, — говорит главный архитектор “Метрогипротранса” Николай Шумаков. — Но все же, я считаю, этот документ важен. При нынешней ситуации, когда денег на строительство нет вообще, решили хотя бы сделать проекты. До кризиса, когда мэр говорил: давайте строить! — ему часто отвечали, что проекта нет. У нас долгое время строительство велось параллельно с проектированием. А теперь будем, как во всем мире, сначала проектировать, потом строить.


Строительство каких станций наиболее вероятно? Во-первых, “Технопарка” (на Замоскворецкой линии, между “Автозаводской” и “Коломенской”), поскольку она будет возводиться на деньги инвестора. Только специалисты опасаются, что “Технопарк” может повторить судьбу станции “Мякинино” (инвестор сэкономил на материалах).


Вполне реальным можно считать и возведение связки от “Улицы Старокачаловская” до “Новоясеневской” с одной остановкой — “Лесопарковая”; Солнцевской линии (от “Парка Победы”) и так называемого третьего пересадочного контура, который, подхватив сразу несколько линий, позволит значительно разгрузить центральную часть подземки. Еще одним фаворитом метростроения эксперты считают станцию “Пятницкая” (следующей за “Митино”).


Перспективы же прочих станций и линий весьма туманны. И прояснятся лишь тогда, когда федеральное правительство начнет выделять деньги на метростроение.