Малые паруса

Доступны ли москвичам радости яхтенного спорта?

В отличие от джаза или бильярда прогулку на яхте в Советском Союзе не считали “буржуазным развлечением”. Более того, парусный спорт активно развивали не только на морских побережьях Юга и Дальнего Востока, но и в столице. Со дня заполнения канала им. Москвы в 1937 году горожане стали стремительно осваивать мастерство яхтсменов. К середине 70-х годов около 30 тысяч советских граждан занимались более чем в 100 яхт-клубах. Что сегодня происходит в Москве с парусным спортом, где можно обучиться управлению яхтой и встать под паруса, сколько стоит удовольствие — выяснял “МК”.
Доступны ли москвичам радости яхтенного спорта?
5-й московский фестиваль яхт на Водном стадионе. Автор фото: Леонид Дубейковский.

“Советский парусный спорт еще молод. Наиболее развит он в РСФСР, особенно в Москве и Ленинграде, в Латвии, Эстонии и на Украине. С тех пор как рабочий класс стал хозяином своей страны, полностью изменилось лицо парусного спорта в СССР, изменился и неизмеримо вырос контингент яхтсменов. Вместо сотен аристократов и буржуа — тысячи рабочих и служащих, юношей и девушек участвуют в гонках и крейсерских плаваниях, в работе яхт-клубов и спортивных секций в наше время”. Из советских СМИ.

Один, два, три, четыре, пять — и вот уже целых три десятка высоких белых треугольничков показываются на излучине. У берега мужчины в обтягивающих костюмах серфингистов седлают скутеры и с ревом уносятся вдаль. Если бы не темная полоса хвойного леса и многоэтажки на горизонте, можно было бы подумать, что это какой-то заграничный курорт, а не ближайшее Подмосковье. У солидного яхт-клуба вблизи Осташковского шоссе мы договорились встретиться со старшим тренером по резерву сборной команды России по парусному спорту Михаилом Калининым.


— Большинству населения известен разве что “яхтсмен” Абрамович, а можете обрисовать среднестатистического московского любителя паруса?


— В основном это люди, которые работают в собственном бизнесе и имеют личные, обычно крейсерские 5-местные яхты. Кто-то занимался парусным спортом еще в школьные годы, кто-то только теперь смог воплотить мечту детства. Есть небольшая часть спортсменов-олигархов. Они возродили старый олимпийский класс “Дракон” (это лодки, на которых гоняют несколько представителей царствующих стран: испанцы, датский принц, норвежский). У каждого такого олигарха в экипаже сидит рулевым или обслуживающим бывший член сборной команды России, некоторые уже сами рулят. На чемпионаты мира до 15—20 этих лодок от России приезжает. Это создает владельцам имидж и позволяет им “общаться с королем Хуаном испанским”.


Есть молодежь, студенты, которые занимаются в парусных секциях при институтах. Правда, сейчас плановые занятия только в нескольких вузах остались, например в МАИ, в МИЭМ. В Станкине секция перестала существовать. Фактически исчезла секция в МГТУ имени Баумана, который лет 10 был чемпионом первенства вузов в парусном спорте. К сожалению, за исключением яхт-клуба МГУ места, где могли бы обосноваться спортивные вузовские секции, теперь нет: знаменитый “Буревестник” на Дмитровском шоссе сейчас стал одним из самых крутых катерных яхт-клубов.


Пенсионеров под парусом у нас тоже почти не осталось, хотя яхт-спорт по сравнению с другими видами может быть наиболее широко представлен возрастными спортсменами, и даже на Олимпийских играх есть участники старше 60. Сегодня только за стоянку лодки надо минимум 50 тысяч рублей в год платить, и пенсионеры это не потянут. Некоторые перебрались на Истринское и Рыбинское водохранилища, где подешевле, а большинство просто продали свои лодки.


Местный пейзаж подтверждает слова Калинина: вся стоянка и подъезды к соседнему яхт-клубу (замечу, более демократичному, чем первый) забиты дорогими джипами. Пробираюсь к пирсу. Несколько мужчин в возрасте колдуют над вытащенной на берег лодкой: что-то чинят, что-то подкрашивают. Слышен гул электроинструментов. Похоже, это яхтсмены еще старой закалки — профессора техвузов или просто давние друзья-однокурсники. Видно, что за своими “ласточками” они привыкли ухаживать сами.


— В советское время это был спорт для очень трудолюбивых людей, тех, кто мог своими руками сделать корабль, пошить паруса. Лодка требует постоянной модернизации, — продолжает яхтенный ликбез Калинин. — И знаете, огромное количество народа занималось парусным спортом. Кстати, в этом году мы празднуем 50 лет первой золотой медали советских яхтсменов на Олимпийских играх. Парус — это ведь интеллектуальный спорт. Надо знать гидродинамику, погодные условия, уметь ориентироваться в экстремальных ситуациях. Когда во время парусной гонки 150 лодок идут на скорости пересекающимися курсами и расходятся на сантиметры друг от друга — это такое ощущение жизни! Ты не по кругу движешься, все время выбираешь свой путь, свою линию движения. По жизни это очень полезно. Ну, и с точки зрения эстетического восприятия — любой водоем красивее смотрится, когда на нем есть белые паруса. Причем все экологически чисто.


Тем временем к берегу начинают пришвартовываться те самые “белые треугольнички” — участники парусной регаты, которых я видела раньше. Экипажи один за другим сходят на берег. На олигархов, честно говоря, они похожи мало, и, значит, есть надежда, что встать под паруса может все-таки и простой москвич.


— Я аспирант РУДН, мне 24, — представляется один из яхтсменов. — Парусом увлекся еще во Владивостоке (я там вырос), занимался в яхт-школе: у нас с этим проще, чем в Москве, и цены нормальные — 1500 рублей в месяц. А когда переехал, стал искать возможности в столице, и друг сказал, что есть свободное место в экипаже. Конечно, это недешевый спорт: вот ребята купили лодку (голый корпус, а мачту, киль — все сами сделали) — ушло 6 тысяч долларов, раз в 2—3 года надо паруса менять, а еще постоянно за стоянку платить. Но если есть большое желание, то, в принципе, попасть на яхту можно. Я бы посоветовал найти сообщество яхтсменов в Интернете или позвонить в какой-нибудь яхт-клуб, чтобы присоединиться к экипажу. Например, моя знакомая начала с того, что лодку шкурила, помогала, зато теперь — равноценный член команды.

КСТАТИ


Самая дешевая российская лодка для занятий парусным спортом стоит 100 тысяч рублей. Она относится к национальному классу “Луч” и фактически является полулегальной калькой с импортной лодки класса “Лазер”, выпускается в СССР с 80-х гг.


О том, насколько сегодня Москва в целом приспособлена для занятий яхтенным спортом, спрашиваю нашего эксперта Михаила Калинина.


— Вообще по России парус вынужден подниматься из руин: нет хороших федеральных яхт-клубов, фактически не стало ведомственных — невыгодно, зато создаются коммерческие, которые занимаются отстоем судов, просто стоянкой в зимнее время. И Москва в этом плане очень сложный регион. Мы традиционно развиваем катки, а яхт-клубы, из-за того, наверное, что стояли у воды и земля под ними дорогая, были раскуплены в первые же моменты смены строя. В итоге сейчас крупных яхт-клубов в Москве всего два (там по 500—600 яхтсменов), ну и еще частные поменьше. В провинциальных городах, скажем, в Челябинске, и то 1 яхтсмен на тысячу, а у нас — 1 на 5 тысяч. То есть на всю столицу парусным спортом занимаются около двух тысяч москвичей. Действительно, желающие могут попробовать пойти запасным членом в экипаж или обратиться в секцию при вузе, но их, как я уже говорил, мало.


— Скажите, а что сегодня происходит с детскими школами? Летом родители как раз могли бы отдать ребенка “на воду”. Раньше были детские секции при ведомственных яхт-клубах (“Труд”, “Водник”, “Спартак”, “Буревестник”)…


— К 2000-му году правительством Москвы была принята программа по открытию 8 территориальных детских школ. Если бы ее реализовали, это бы дало огромный толчок развитию спорта. Есть акватория и пруды в Северо-Восточном округе, есть Орехово-Борисовские пруды. Но, к сожалению, просуществовав около 8 лет, программа так и не была воплощена в жизнь. Сейчас ее пытаются возродить.

Сегодня работает школа в Строгине (огромная территория, но с инфраструктурой беда) и две небольшие коммерческие школы на “Водном стадионе”. Остальные школы — на водохранилище, и детей туда надо возить. Из государственных также сейчас возрождается 26-я детско-юношеская спортшкола и есть Экспериментальная школа высшего спортивного мастерства по парусным видам спорта. К сожалению, уровень ее элитарный — то есть только для спортсменов высокой квалификации. Недавно благодаря Московской областной федерации парусного спорта открыт ее филиал при яхт-клубе “Спартак”.


Начинать занятия можно уже с 6—8 лет. Первичные затраты для обучения — это минималка: спасжилет, одежда. В дальнейшем, если ребенок начинает выступать на солидных соревнованиях, расходы возрастают. Первая лодка (на 4 года, с 10 до 14 лет) стоит порядка 100—150 тыс. рублей (обычно родители покупают), выезды на соревнования по России (Анапа, Геленджик) 3—5 раз в год обходятся в районе 20 тысяч за выезд, поездка за границу 1—2 раза в год — в районе 60 тысяч за выезд. Итого годовые расходы — где-то под 15 тысяч долларов. Если родители хотят, чтобы ребенок завоевывал места, нужны дополнительные услуги тренера. В целом занятия в школах пока бесплатные, но с выходом нового Закона о дополнительном образовании, который все ставит на коммерческую основу, боюсь, мы совсем потеряем и массовый спорт, и образование. А в той же Франции, например, парусные занятия введены в обязательную школьную программу, и на международные детские соревнования максимальное количество гонщиков приезжает из Франции, их сборная одна из самых продвинутых. Схожая государственная политика — в Италии, Греции. У нас же, кроме всего прочего, Закон о спорте отдает все на муниципальный уровень: если местные власти хотят закрыть парусную секцию — мы не можем помешать.


— Михаил Михайлович, сейчас в моде разные учебные курсы. В том числе предлагают за неделю освоить управление яхтой. Насколько это безопасно и где можно потренироваться, если своей лодки нет?


— Я думаю, что на дилетантов вы не попадете. Чтобы человек объяснил вам, как пойти под парусом, он должен быть профессионалом. Учеников ждут теория и практические занятия на воде: хождение по кругу, по треугольнику, по квадрату, учат приноравливаться к направлению ветра… В принципе парусный спорт абсолютно безопасен, и если человек грамотный, имеет какой-то жизненный опыт, то и за 1 день может освоить азы. Что касается школ, то есть одна при Университете путей сообщения, которая берется обучать на уровне международных стандартов, и еще несколько частных, где выдают российский или международные сертификаты для управления парусным судном. Любой получивший такие права может взять в аренду яхту за границей и отлично провести отпуск. Кстати, это сейчас модно. На майские праздники около двух тысяч россиян — не профессиональных спортсменов — выезжают в Турцию, Хорватию, Грецию для участия в парусных регатах. Бывают корпоративные крейсерские гонки (всего по 10 яхт, с 6—10 спальными местами на корабле), однодневные или многодневные. Многие там просто отдыхают, не выполняя в составе экипажа никаких обязанностей.
 

ГДЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ПАРУСНЫЕ ГОНКИ?


Практически все выходные этим летом в яхт-клубах Москвы и области идут какие-то соревнования. Так что акватории пустовать не будут. Самая крупная регата “Банковский кубок” проходит с 23 по 27 июня. Ее можно посмотреть с берега Пироговского водохранилища, Осташковское шоссе, 9 км от МКАД. В июле в Строгинской пойме пройдет детская регата “Веселый ветер”.

Нынешний король Испании Хуан Карлос впервые встретился со своей будущей супругой, греческой принцессой Софией во время круиза на яхте.

К 2016 году Международная федерация парусного спорта приняла решение довести число женщин, участвующих в яхт-соревнованиях на Олимпиаде, до 50%.

Известный “фанат” парусного спорта в нынешней российской властной вертикали — Александр Котенков, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации. 8 лет он возглавлял Всероссийскую федерацию парусного спорта и до сих пор является частым гостем яхт-клуба Студенческой парусной федерации.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру