Когда татарин барин

Юбилейный Сабантуй отпраздновали в Наро-Фоминске

Если верить ученым, то в каждом из нас есть татарская кровь — результат многовекового ига. Так почему бы нам не отпраздновать Сабантуй? В минувшие выходные на праздник в парке Воровского в Наро-Фоминске русских пришло больше, чем татар. Погулять, себя показать, других посмотреть, в конкурсах веселых поучаствовать. За главный приз, блеющий на веревке в кустах, боролись русские, чеченцы, украинцы, ну и сами татары, а за кружки состязались даже граждане Египта.
Юбилейный Сабантуй отпраздновали в Наро-Фоминске
Автор фото: Юлия Гришина.

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ, в конце апреля, теперь же — в честь их окончания — в июне. Истоки празднования уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. “Сабан” по-татарски означает “яровые” или в другом значении — “плуг”, а “туй” — “свадьба”, “торжество”.


Под эгидой Региональной татарской национально-культурной автономии в Московской области Сабантуй проводится уже в 10-й раз. Наро-Фоминск избран для “Сабантуя-2010” не случайно — это итог активного участия местной диаспоры в общей деятельности, признание ее заслуг в развитии взаимопонимания разных народов, живущих в Подмосковье, среди которых татар более 50 тысяч. Традицией стало шефство Татарстана — в этом году прибыли почетные гости из Чистополя. Губернатор области Борис Громов прислал приветственный адрес: “Подмосковный Сабантуй является праздником, в котором с удовольствием принимают участие представители различных национальностей, — говорится, в частности, в правительственном приветствии. — Это способствует взаимному обогащению культур народов, проживающих на территории Московской области, укреплению дружбы и согласия между ними, что является основой стабильности и планомерного развития региона”. Его поддержал президент Татарстана Рустам Минниханов, который тоже высказал в письме массу теплых слов о дружбе.


Весело и бесплатно. Да-да, за участие в конкурсах не надо было платить, что для нынешних областных праздников большая редкость, а наоборот, можно было даже получить приз: ценный и не очень, но все равно приятно. Хорошая координация? Тогда ложку в зубы, в ней хрупкое сырое яйцо, и вперед, кто ловчее и быстрее — приз пивная кружка. Дети за бег в мешках получали игрушки, а барышни, ухитрившиеся не расплескать воду из ведер, — домашнюю утварь.


Гордый флаг над майданом поднял 3-кратный чемпион мира по борьбе на поясах, кроме того депутат Совета депутатов городского поселения Кокошкино Максим Афонин. По его словам, куреш — самая что ни на есть русская забава. Спортсмен уделяет большое внимание подрастающему поколению борцов в своем поселении. Вот уже несколько сотен лет главная задача национальной татарской борьбы — доставить удовольствие зрителям. Кстати, именно слову “куреш”, что в переводе с тюркского и есть “борьба”, русский язык обязан словам “кураж” и “покуражиться”. Поэтому главная интрига разгорелась на арене, где юноши соревновались в национальной борьбе на поясах. За пять минут надо уложить противника на лопатки. Абсолютный победитель получает современный приз — телевизор и традиционный — барана.


Пока взрослые состязались, малышня кормила приз одуванчиками: бяшка, бяшка… “Его не съедят?” — пытает девчушка маму. Обманывать нехорошо, а говорить правду неприятно, но какой Сабантуй без традиционного бараньего шашлыка?


Еще один традиционный символ праздника — конь. На этот раз статуэтка гордого животного “ускакала” в Орехово-Зуево, где будут принимать подмосковный Сабантуй в следующем году.