Еще не победа

Кто-то изо всех сил пытается свести на нет решение президента

29.08.2010 в 18:44, просмотров: 5941
Еще не победа
фото: Михаил Ковалев

Президент приостановил вырубку Химкинского леса для проведения общественного обсуждения альтернативных вариантов. Это замечательное решение, достойное цивилизованной страны. Главный вопрос теперь: а готовы ли мы к цивилизованному решению проблемы?


Прошло всего несколько дней — и стало ясно: кто-то изо всех сил пытается свести решение президента на нет. Мы видим, что общественные слушания пытаются спустить на уровень местных властей (т.е. уровень мэра Химок г-на Стрельченко) и Минтранса. Все они известны как горячие сторонники прокладки трассы через лесопарк. И все они окажутся в весьма щекотливом положении, если выбор нынешнего варианта будет признан несостоятельным. А как, простите, может быть арбитром в конфликте один из его активнейших участников?


Плоды такого решения стали понятны еще в пятницу. По предприятиям Химок пошли “ходоки от администрации”, “убеждая” с помощью знакомых еще с советских времен аргументов подписывать обращение в пользу “скорейшего строительства трассы по уже выбранному маршруту”. Одновременно началось давление на химкинских предпринимателей — и теперь в торговых палатках лежат разлинованные листочки, подписав которые, жители могут своими руками лишить себя лесопарка. А в СМИ быстро запущена “деза” о якобы невозможности восстановления леса на месте уже прорубленной просеки, вызывающая смех у любого, кто хоть отдаленно связан с лесным хозяйством.


В Сходне дело дошло до откровенной “лжи прямого действия”. По сообщению местного активиста Владимира Щербакова, неизвестные люди буквально шантажировали местных жителей, сообщая им, что “из-за экологов трасса пройдет по вашим домам”. Хотя Сходня находится, мягко говоря, неблизко от тех мест, вокруг которых сейчас развернулись баталии.


Надо отдать людям должное: большинство отказывается подписывать “подметные письма”. Но вот подтвердить факты давления прессе осмеливаются лишь единицы. Видно, не выветрился еще из нас страх образца 1937 года.


А теперь давайте попытаемся понять, ради чего сегодня пошли в ход все эти грязные методы “советского розлива”. Для этого понадобится небольшой экскурс в историю.


По поводу альтернативных вариантов прохождения трассы Москва—Санкт-Петербург существует множество спекуляций. Мы слышали, что они якобы “запредельно дорогие”, что они идут “по жилым домам”, “через детские сады и парки”. Но при этом почему-то никто не торопится предъявить их общественности.


В 2004—2005 годах, как следует из документов концессионера по проекту — ООО “СЗКК”, было рассмотрено три варианта прохождения дороги. Все они имеют одну бросающуюся в глаза странность: дорога почему-то резко поворачивает к северу вместо того, чтобы следовать дальше вдоль Октябрьской железной дороги — как это было предусмотрено для Северной рокады в Москве. Именно это и приводит ее в Химкинский лесопарк — вместо гигантской промзоны, которая тянется вдоль железной дороги почти через все Химки, начиная от станции и до Международного шоссе.


По первому варианту магистраль шла, опоясывая город с севера наподобие кольцевой дороги, что еще можно было понять. Но этот вариант был отвергнут чиновниками под весьма сомнительными предлогами — от необходимости сноса деревенских домов (сегодня химкинские власти массово сносят их ради высотной коммерческой застройки) до “сложности строительства на участке, проходящем вдоль существующего Ленинградского шоссе”. С подобной сложностью успешно справились в Москве, в рамках проекта “Большая Ленинградка”.


Показательно, что в одном месте чиновники все-таки проболтались. В качестве причины отклонения варианта 1 (“полукольца” вокруг Химок) они назвали то, что он “создает серьезные ограничения для развития города Химки, ограничивая с севера площадь его застройки даже на ближайшую перспективу”. Т.е. вариант плох тем, что не позволяет застроить Химкинский лесопарк, ведь к северу от Химок расположен именно он. Это “обоснование” просочилось даже в официальный Акт выбора земельного участка под трассу, подписанный чиновниками Московской области и Минтранса. А отказ подписать этот документ со стороны представителей лесного ведомства не произвел впечатления на лоббистов проекта.


Второй вариант был похож на первый, но проходил уже несколько дальше от Химок, по территории Молжаниновского района Москвы, выступающей неким аппендиксом со стороны Куркина в сторону Шереметьева. Вариант тоже отклонили — сославшись на отказ московских властей согласовать прохождения трассы. Это опровергается недавними заявлениями Лужкова, который, как выяснилось, не имеет возражений по этому варианту.


В итоге в 2005 году был принят вариант 3 — рассекающий Химкинский лесопарк на две части и отклоняющий трассу к северу от прямого направления почти на 10 км — аж до Шереметьева! Согласно исследованию организации Transparency International, вероятной причиной выбора нынешнего варианта трассы может быть конфликт интересов в верхних эшелонах Минтранса. Так, действующий министр Игорь Левитин одновременно возглавляет международный аэропорт “Шереметьево”. С позиций аэропорта приближение магистрали к его землям действительно выглядит привлекательным. Но такое решение не выдерживает критики с позиций организации скоростного автомобильного сообщения между столицами. Выбор нынешнего варианта трассы в виде петли по лесопарковым землям приведет к снижению запланированной скорости движения как минимум на 30 км/ч. В мировой практике магистрали стараются делать максимально прямыми, а съезды к аэропортам и прочим объектам реализуются отдельно, без ущерба для транзитных характеристик.


Кроме того, известны планы руководства области по коммерческому “освоению” земель Химкинского лесопарка по обе стороны от магистрали. Застройка же прилегающих территорий объектами коммерческой недвижимости ставит крест на идее скоростного шоссе как такового (как уже случилось, например, с МКАД).


Итак, мы видим, что в результате нагромождения некомпетентности и коррупционных интересов властей разного уровня выбран худший вариант, наносящий природе наибольший ущерб. При этом два наиболее очевидных и естественных варианта — продолжение прокладки вдоль Октябрьской дороги или расширение существующего Ленинградского шоссе на территории Химок за счет земель торговых центров — оставались вовсе не рассмотренными.


Сейчас химкинские власти говорят: прокладка трассы через город недопустима, поскольку это приведет ее ближе к жилым домам. Но, во-первых, позвольте: а как же тогда планируется прокладывать трассу через Москву?! Получается, там живут люди второго сорта, вдоль домов которых можно прокладывать трассы (одну — расширив Ленинградское шоссе, а вторую — построив Северную рокаду)? А потом еще и пробить брешь в лесопарковом поясе Москвы, который сейчас хоть как-то снабжает кислородом переполненный мегаполис.


Разумеется, все эти спекуляции рушатся при первом столкновении с фактами. Дело в том, что трасса по выбранному на сегодня варианту все равно проходит под окнами двадцатиэтажек мкр. Левобережный в Химках, уничтожая лесозащитную полосу между жилыми домами и полигоном ТБО — открытой свалкой мусора высотой с десятиэтажный дом. И судьба жителей этих домов почему-то совершенно не волнует ревнителей прав химчан из администрации г-на Стрельченко.


Но, может быть, выбранный вариант является хотя бы самым дешевым? Ничего подобного. Вот оценки стоимости строительства в ценах 2004 года, приведенные концессионером проекта:


Вариант 1 (вокруг Химок) — 27 млрд. руб.


Вариант 2 (через Молжаниново) — 17,5 млрд. руб.


Вариант 3, принятый (по центру Химкинского лесопарка), — 21 млрд. руб.


При этом оценка стоимости никак не учитывала ущерб, нанесенный лесопарковым землям, — они рассматривались в качестве “ничьих”, которые можно получить даром, используя лоббистские возможности и пользуясь плачевным состоянием лесного хозяйства в России, не способного защитить леса ни от пожаров, ни от алчных предпринимателей с хорошими связями.


Можно без сомнения сказать, что выбранный вариант является самым дорогим — если в расчет заложить реальную стоимость земли в ближнем Подмосковье. А как оценить болезни и преждевременные смерти, которые будут неизбежным следствием разрушения лесозащитного пояса Москвы?


Можно также смело утверждать, что выбранный вариант является наихудшим с точки зрения общественного блага. Что, разумеется, не исключает его достоинств с точки зрения интересов тех или иных фигур в нынешней российской властно-коммерческой иерархии.


Несмотря на поднявшийся в стране протестный шум, я прекрасно осознаю, что случай Химкинского леса — несомненно, частный. Но я думаю, что он очень важен. Хотя бы как показатель способности современной системы власти в России реагировать на общественное мнение тогда, когда его правота становится очевидной всем.


...Когда я заканчивала писать эту статью, мне позвонил представитель прокремлевского молодежного движения “Наши”. Он предложил “встретиться в лесу”, чтобы обсудить проблему уборки мусора. Судьбу многомиллиардного проекта в разговоре он, конечно, предпочел не затрагивать.

 

ЦИТАТА ДНЯ


“Проекта прохождения скоростной автомагистрали Москва—Санкт-Петербург через район Молжаниново в настоящее время нет, но такой вариант вполне реален. Столичный Генплан позволят провести эту трассу, не нарушая интересов москвичей”, — заявил “МК” мэр Москвы Юрий Лужков. Столичный градоначальник отметил, что в проекте планировки Молжанинова заложена новая дорога, “но, конечно, не такой мощности, как нужно для федеральной магистрали”. “Если руководство страны примет соответствующее решение, мы будем над ним работать”, — заявил он. Вместе с тем строительство через Молжаниново, по оценкам Юрия Лужкова, обойдется государству немногим дороже первоначального варианта.