Жизнь на Марсе так и не удалось обнаружить

«Любопытство» ни к чему не привело

Только что мир вновь получил отрицательный ответ на сакраментальный вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?». В прошлый четверг НАСА опубликовала доклад, основанный на данных, полученных с ее марсианского вездехода «Кюриозити», то есть «Любопытство». Он не удовлетворил наше любопытство, так как не обнаружил признаки жизни на «красной планете». Доклад НАСА напечатан в текущем номере журнала «Science». О чём в нём идёт речь?

«Любопытство» ни к чему не привело

«Есть ли жизнь на Марсе?» Этот вопрос многие века, если не тысячелетия мучает, человечество. Настолько, что даже породил иронический вопрос на вопрос: «А есть ли жизнь на Земле?» Марс — «красная планета». Марс был богом войны в античности, хотя реальные войны велись именно на Земле. Согласно некоторым гипотезам, жизнь на нашу планету была пришло именно с Марса (вместе с воинственностью?). И точно известно — это уже не гипотеза, – что Марс дал жизнь научно-фантастической литературе. Достаточно вспомнить «Войну миров» Герберта Уэллса, «Марсианскую хронику» Рэя Брэдвери и, конечно, «Аэлиту» Алексея Толстого. Когда великий Орсон Уэлс превратил «Войну миров» в радиодраму, то слушатели, напуганные его громовым голосом, ударились в панику посчитав, что это репортаж о реальном нападении марсианских чудовищ на Землю. Пришлось даже дать специальное официальное опровержение, чтобы охладить смятение умов. С тех пор на наши головы обрушиваются сотни книг, теле- и кинофильмов о Марсе и марсианах.

Но вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» (хотя бы зачатки) остается, и он волнует людей куда больше, чем литература и кино. Марс по-прежнему нависает над нами, как гигантский магнит. Достаточно сказать, что на односторонний (то есть без возврата на Землю) полет на Марс уже записались около 200 тысяч человек! Колонизация Марса всерьез рассматривается как «запасной вариант» на случай гибели Земли.

Задачей марсианского вездехода «Любопытство» было обнаружить на Марсе газ метан, который необходим для существования микробов. Метана на Марсе не оказалось. Но само по себе это еще не означает отсутствия жизни. Так на Земле есть куча микробов, не производящих метан. Тем не менее данные «Любопытства» возвращают нас к отправной точке — спекулятивной и бездоказательной.

Один из членов экспериментальной команды, профессор астрономии Мичиганского университета Сушил Атрейя, говорит: «Мы не имеем прямых доказательство того, что на Марсе происходит микробный процесс». НАСА пытается сохранить надежду, утверждая, что доклад «Любопытства» лишь исключает «ползание микробов по Марсу», — согласно другому ученому, Джону Гротцингеру.

Вездеход «Любопытство» облетел Марс немногим быстрее, чем за год — с марсианской весны до марсианской зимы. Но тщетно. Метан не был обнаружен. Ученые исходили из того, что поскольку «молодой» Марс был «теплым и сырым», он мог содержать истоки жизни. Но это было три с половиной миллиарда лет тому назад. Молекулы метана разваливаются в течение нескольких столетий под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца и химических реакций в атмосфере. Поэтому они вряд ли бы сохранились за немыслимые человеку три с половиной миллиарда лет.

Именно поэтому астрономы были несказанно удивлены, когда в 2003 году засекли огромные выделения метана, поднимающиеся с Марса. Для них вновь забрезжила надежда. Метан был обнаружен телескопами с Земли и спутником, вращавшимся вокруг Марса. На Земле источником метана являются микроорганизмы под названием метаногены. Но этот же газ образуется и, помимо живых организмов, в гидротермальных вентах. Обе эти возможности были интригующими. После «метанового» 2003 года люди, по словам ученого НАСА Кристофера Вебстера — «возбудились и начали работу». Результатом этой работы стал проект «Любопытство». Но он оказался холодным душем для любопытных.

Впрочем, не все обескуражены. Роберт Зэбрин, президент «Общества Марса», которое занимается изучением этой планеты и ее возможной колонизацией, говорит, что он «по-прежнему ждет обнаружения воды в марсианских глубинах». Конечно, нахождение метана означало бы попадание в «десятку». Но мы не получили в подарок на Рождество, лошадку пони. Однако, это отнюдь не означает, что пони на Марсе не водятся». Другой ученый — Майкл Мамма, обнаруживший в 2003 году метан на Марсе, не отступает от своей версии. Он утверждает, что метан на этой планете появляется время от времени, а затем исчезает. Однако он признает, что не может экспериментально доказать свою гипотезу. «Марс оперирует с метаном не как Земля. Марс загадка», — говорит он. Идею о том, что метан на Марсе уничтожили сильные химические реакции спутник «Любопытство» тоже не подтвердил.

В 1990 годах фантаст Ким Стэнли Робинсон опубликовал три романа о колонизации Марса людьми в 2026 году. Но в его романах реальные марсианские микробы не фигурируют. Вот что он говорит: «В моей марсианской трилогии я исходил из того, что Марс скопище мертвых скал. Сегодня такие книги писать намного сложнее». Но с другой стороны, отсутствие метана и микробов лишь подогревает стремление людей колонизировать Марс. Наиболее популярен так называемый проект «Mars Оne», хотя для его осуществления человечество еще не располагает необходимыми технологиями. Это проект, о котором я мельком упомянул выше — полет на Марс с «билетом» в один конец. Теоретически он должен состояться в 2023 году.

Марс по размерам меньше Земли. Поэтому он и остыл раньше, когда создавалась солнечная система. Исходя из этого некоторые ученые считают, что жизнь на Земле занесли метеориты, содержавшие марсианские микробы. Одновременно похолодание и осушение поверхности Марса и исход воздуха во Вселенную могли заставить микробы мигрировать глубоко под почву. «Любопытство» был оснащен специальным оборудованием для проверки подобной гипотезы. Оно было способно измерять минимальное количество метана и других газов, даже в их мгновенном появлении и исчезновении. Первые данные со спутника были сенсационными. Они засекли метан на Марсе! «Когда мы их получили, мы возблагодарили Бога», — вспоминает профессор Вебстер.

Но потом наступило разочарование. Метан оказался не марсианского происхождения. Его занесло воздухом с Земли, сопровождавшим «Любопытство». Когда его откачали почти все признаки метана улетучились. В ноябре ученые засекли метан в количестве 6 из миллиарда. Сейчас его еще меньше — 1,3 из миллиарда. Ученые считают, что со временем с улучшением точности диагноза метан вообще исчезнет из этого теоретического миллиарда.

Но любопытство умирает, пожалуй, вместе с надеждой. Помимо информации об отсутствии метана на Марсе «Любопытство» посылает на Землю захватывающие дух по своей красоте цветные фотографии марсианского ландшафта. И эти фотографии стимулируют энтузиазм «земных марсиан», их мечты и планы колонизировать «красную планету». Астроном Сет Шостак, работающий в Институте Сети на Маунтин Вью в Калифорнии, который занят поиском разумных существ во Вселенной, говорит: «Марс — это мифология. Марс — это не о геологии, а о жизни. Это триумф Надежды над данными. И кто знает, может состояться».

Принято говорить, что мужчины с Марса, а женщины с Венеры. Не потому ли мужественные люди так стремятся на свою «первобытную родину»? Они мечтают найти собратьев по разуму, а не микробов, кислород, а не метан. Ими движет не Любопытство, а Надежда.