Что такое фрипорт? Финдель — главный аэропорт Люксембурга. Неподалеку от взлетно-посадочных полос в небо вонзились подъемные краны. Возводится некое мрачное на вид здание. С первого взгляда может показаться, что это товарный терминал. Но это совсем, совсем не так. Здесь строится убежище, в котором будут храниться произведения искусства, драгоценности, редкие вина, золото, наличность и другие сокровища на сотни миллиардов долларов. Так сказать, пещера сорока разбойников, но гомерических размеров, которые сказочным разбойникам даже не снились. Когда эта «пещера» будет готова, к ней будут подлетать воздушные лайнеры современных разбойников и выгружать награбленное. По специальной дорожке от места посадки до «пещеры», хотя и тянущейся в небо.
Вот такие здания и называются фрипортами. Богатые мира сего все чаще выбирают их в качестве депозитариев своего имущества. Это нечто вроде оффшоров, но не на живописных островах, а прямо в центрах мировой цивилизации. Оффшоры на дому. Та же и даже большая секретность и безопасность. Налоговые послабления обеспечиваются несложным трюком. Формально фрипорты как бы для транзитных грузов, налогами не облагающихся, по существу же перманентное хранилище богатств. Конфиденциальность не позволяет установить точную цену содержимого фрипортов. Как в песне индийского гостя в «Князе Игоре» Бородина: «Не счесть алмазов в каменных пещерах. Не счесть жемчужин в море полуденном…» Деньги сейчас все больше перемещаются в фрипорты из оффшоров, которые стали мишенью налоговиков Америки и Европы. Этому способствует и то обстоятельство, что рост цен на произведения искусства обгоняет рост цен на биржевые акции. Да и сама валюта все больше становится ненадежной, а количество сверхбогачей постоянно увеличивается. Согласно данным Wealth-Х, ведущей им счет, на сегодня 199,235 человек обладают состоянием, превышающим 30 миллионов долларов. Это на 6% больше, чем в 2012 году.
Средняя цена фрипортов колеблется от одной тысячи долларов за складирование картин средних размеров до 5-12 тысяч за маленькую комнатушку-сейф.
Пионерами фрипортов стали швейцарцы. На территории страны Вильгельлма Теля функционируют полдюжины фрипортов, включая в Женеве и Цюрихе. Женевский фрипорт — переделанный склад XIX века под зерновые. Его размеры эквивалентны 22 футбольным полям. В 2010 году открылся фрипорт и в сингапурском аэропорту Чанджи. И он уже почти заполнен. Строится «Фрипорт культуры» в Пекине. Он станет самым большим хранилищем произведений искусств в мире.
Поначалу фрипорты мало отличались от обычных складов, но со временем они стали все больше облагораживаться. Лобби сингапурского фрипорта украшено скульптурами. И вообще фрипорты все больше напоминают современные музеи и отели. Фрипорты оборудованы системами, регулирующими температуру и влажность. Сервис в них отменный. Он включает в себя оценочные и реставрационные услуги. По словам главноуправляющего люксембургского фрипорта Дэвида Арендта, он будет служить и частным музеем для клиентов. На частных выставках в фрипортах с картинами могут знакомиться коллекционеры. Такую шоурум имеет аукционный дом «Кристис» в сингапурском фрипорте, оборудованном еще и бриллиантовой биржей. Иногда в результате сделок их объекты не покидают фрипорты, а лишь перемещаются из одного хранилища в другое.
Меры безопасности в фрипортах на самом высшем уровне. Так люксембургский будет иметь 900 камер слежения. Допуск в биометрическом режиме. В Сингапуре используются вибрационные технологии и семитонные двери для хранилищ. Сингапур часто называют «Швейцарией Востока». Дело в том, что его фрипорт как и швейцарские фрипорты стал хранилищем золота. Если в 2012 году торговля золотом здесь составила всего 2%, то сейчас она колеблется от 10 до 15%. Даже государственные банки начали переводить свои золотые запасы в фрипорты. Так, например, собирается поступить Госбанк Люксембурга, золото которого сейчас хранится в Английском банке. Многие удивляются, когда узнают, что главным золотым репозитарием в мире является Швейцария, а не США. Импорт золота в Швейцарию превышает экспорт на 13 000 тонн. То есть на 650 миллиардов долларов. И это при том, что не учитывается то золото, которое идет прямиком с посадочных дорожек в фрипорты. А вы все Форт-Нокс, да Форт-Нокс!
Радость толстосумов — головная боль страховщиков. Лишь главное здание женевского фрипорта содержит произведения искусства на 100 миллиардов долларов, в том числе десятки картин Пикассо в хранилищах миллиардера Хамада. Страховщикам как в страшном сне мерещатся пожары, землетрясения, авиационные катастрофы. А ведь они не знают о всем содержимом фрипортов, которое часто переходит из рук в руки, не покидая своего «прикола». Чтобы успокоить метущиеся души страховых компаний, люксембургский фрипорт, который откроется летом 2014 года, продемонстрировал их представителям свои технологии безопасности, включая противопожарные системы, которые всасывают кислород из воздуха и вместо него и вместо воды (чтобы не повредить картины) выпускают инертный газ.
Помятуя о моих тестах с докторантами, не могу не упомянуть о военных бункерах, которые были созданы в скалистых Альпах в годы Второй мировой войны и «холодной войны». Швейцарцы народ бережливый. Ведь не пропадать же такому богатству. И вот правитлеьство страны начало распродажу этих бункеров под макси-сейфы или мини-фрипорты. Компания «Swiss Data Safe» продает бункеры под драгоценности и цифровые архивы в засекреченных местах в гранитных скалах знаменитого Сен-Потардского перевала, переход которого обессмертил Суворова. Компания в своей рекламе гарантирует покупателям бункеров «от сил природы, гражданских беспорядков, катастроф и терактов». А от чудо-богатырей генералисимуса Суворова? Впрочем, владельцы бункеров и фрипортов куда больше опасаются таможенных и налоговых канцелярских крыс, чем суворовских чудо-богатырей.
Пока что побеждают магнаты. В пекинском фрипорте им уже гарантированы 34% скидки. По закону! Правительство Люксембурга тоже изменило налоговое законодательство герцегства, чтобы олигархи несли свое богатство в Люксембург, а не, скажем, Лондон или Амстердам. Благодаря своему фрипорту люксембургский карлик сможет конкурировать с таким гигантом как Нью-Йорк.
А вот рассасыванию безработицы фрипорты не помогают. Люксембургский, например, будут обслуживать 50-100 человек. И налоговый доход от него будет мизерным. Да и некоторым банкам придется худо. Фрипорты «рекомендуют» держателям наличности переходить к ним. Отсюда растущая потребность в больших деноминациях, 1000-банкноты евро составляют 50% валюты, обращающейся в Швейцарии. Никто не интересуется о происхождении денег, вносимых в фрипорты. Несут столько денег, что возникла напряженка с сейфами и депозитными коробками. Для того, чтобы их «заслужить», ты должен положить, как минимум, 3 миллиона долларов. Комната-сейф в размере 10 кв. футов стоит 92800 долларов в год.
Ну, черт с ними, кто бежит от налогов. А как быть с наркотраффиком и клептократией? Фрипорты просто малина для отмывания «грязных денег». Рынок картин рай для такой «стирки». Как говорят представители латино-американского наркобизнеса и мафии, фрипорты «последний форпост Дикого Запада». Более интеллигентные люди сравнивают их с космическими «черными дырами», поглощающими все, но ничего не выпускающими. А тут еще и финансирование террористов. Фрипортники утверждают, что их клиентура, как жена Цезаря, выше подозрений! Но кто им поверит, тот ошибется. Я уже не говорю о мародерах от искусства. Сколько археологических находок в Италии и Греции опочили в фрипортах. Сколько египетских мумий, саркофагов. Имя им легион. Секретность превыше всего. В Сингапуре, например, товар, поступающий в фрипорт, определяется для таможни как «вино» или «антиквариат» без всякого раскрытия скобок.
У фрипортного бизнеса есть свои макроолигархи. Один из них швейцарец Ив Бовье. Он самый большой держатель акций Женевского фрипорта, главный владелец и промоутер строящегося фрипорта в Люксембурге и ключевой владелец акций фрипорта в Пекине. Это воистину фигура из джеймбондовских фильмов, вроде Голдфингера. Поговаривают, что старина Ив вместе с другими швейцарскими бонзами задумал превратить бизнес фрипортов в чисто швейцарский бизнес. Фасад деловой активности Бавье фирмы «Natural Lе Coultre».
Очередной мощный толчок бизнесу фрипортов дают новые рынки, возникающие в Азии. По данным UBS и Wealth-Х в 2017 году они обгонят Европу. (Речь идет об Индии, Китае, Индонезии). На смену дьюти-фри магазинам в аэропортах будут возникать дьюти-фрипорты при аэропортах.
А там, глядишь, проснется и Африканский континент.
Читатель не мог не заменить, что в этом тексте полностью отсутствует российская тема. (Суворов и его чудо-богатыри не в счет). Я писал, пользуясь данными журнала «Экономист». Когда я поинтересовался у него насчет российского «вклада», мне ответили весьма обще — «волне вероятно» без фактов и цифр. Мы много пишем о яхтах, дворцах, самолетах и «сладкой жизни» российских олигархов, о том как они скупают картины Пикассо и футбольные клубы, скульптуры Хирста и баскетбольные команды, вместе со стадионами. Но, по-моему целина «российский бизнес и фрипорты» еще никем не поднята. Вот почему мои российские докторанты бьют по Рублевке, Куршевелю и лондонскому Челси. (Не путать с «Челси» Абрамовича).