Выборы в университете Глазго состоялись в начале недели. Со Сноуденом за пост ректора боролись писатель Алан Биссет, который проиграл еще в первом туре, а также местный священник Кельвин Холсворт и велогонщик Грэм Обри (оба они набрали во втором туре в сумме меньше голосов, чем один Сноуден).
Сам Сноуден уже отреагировал на свою победу, отправив письмо инициативной группе студентов, выдвинувших его кандидатуру на выборы: «Я тронут и благодарен студентам университета Глазго за это историческое заявление в защиту наших общих ценностей», – написал он, подчеркнув, что «если мы не сопротивляемся нарушению фундаментальных прав свободных людей... мы потеряем основу нашего мыслящего общества».
«Эти выборы показали, - заключает Сноуден, – что студенты университета Глазго намерены идти вперед, и для меня честь быть их ректором».
Честь честью, но проблема в том, что сам Сноуден едва ли явится пред светлые очи избравших его студентов и университетского правления. Стоит беглому американцу, укрывающемуся в России, ступить на шотландскую землю, как он тут же будет выдан США в соответствии с договором об экстрадиции между Лондоном и Вашингтоном.
Студентов, да и администрацию университета, впрочем, это не смущает — история ВУЗа уже знавала примеры подобных ректоров, которые не могли покинуть страну пребывания и явиться в Глазго. Среди них: французских президент Раймон Пуанкаре, занимавший пост ректора в период Первой Мировой войны, супруга Нельсона Манделы Винни Мандела, избранная ректором в 1987 году, а также израильтянин Мордехай Вануну, поведавший миру об израильяской ядерной программе — его избирали ректором в 2005 году.
Таким образом, хотя сайт студсовета университета Глазго и утверждает, что должность ректора очень важна и он может непосредственно помогать студентам, выступая перед правлением от их имени, очевидно, что зачастую выбор его обусловлен лишь политическими симпатиями учащихся.
«Мы показали Эдварду Сноудену и другим людям, занимающимся разоблачениями, что мы солидарны с ними, где бы они ни находились», – заявляют сторонники Сноудена.
Разумеется, в ВУЗе нашлись и более прагматичные люди, которых просто не устраивает политическая мотивация. «Я в ярости, – цитирует шотландское издание Evening Times студентку Ханну МакНейл. – Думаю, многие здесь разочарованы результатом (выборов). Нам нужен активный ректор».
Что касается университетского начальства, то оно отнеслось к избранию Сноудена спокойно: «Это был рекордный результат (3347 голосов из 6560) для выборов ректора, – отмечает секретарь правления университета Дэвид Ньюуолл, – и мы поздравляем мистера Сноудена с успехом».