Обнаружены гены, отвечающие за время наступления и угасания репродуктивных функций

Открытие ученых поможет разработать методики лечения тех или иных нарушений репродуктивных способностей организма или связанных с ними заболеваний

Продолжительность репродуктивного периода женщин до сих пор остается нерешенным научным ребусом, решение которого включает в себя целый комплекс факторов - от индивидуальных генетических особенностей организма, до экологических условий и образа жизни, качества питания, здоровья и других.

В этой связи время наступления половой зрелости и менопаузы у женщин являются важными параметрами, которые в том числе позволяют делать суждения и о вероятности развития возрастных заболеваний, таких как остеопороз или рак груди.

Все группы, среди которых научные коллективы из Великобритании, США, Исландии, Нидерландов и Австралии, пришли к похожим выводам. Ученые проанализировали данные о наиболее распространенных вариациях ДНК среди нескольких тысяч женщин, проживающих в различных уголках света, и сравнили их с данными о возрасте и времени наступления того или иного репродуктивного этапа. Так, четыре из пяти научных коллективов установили, что вариации ДНК в районе гена LIN28B приводят к изменению времени наступления первого менструального цикла, называемого менархе.

Каким образом LIN28B влияет на время наступления менархе, ученым пока неизвестно. Этот ген отвечает за синтез белка, который в свою очередь контролирует количества и соотношения других белков, синтезируемых клетками организма. Ряд предыдущих научных работ показал, что LIN28B каким-то образам влияет на рост человека, поэтому авторы работ полагают, что их открытие отчасти объясняет, почему девочки, рано вступающие в половую зрелость, обычно имеют небольшой рост, по сравнению с теми, у кого первый менструальный цикл приходит в более позднем возрасте.

Двум группам ученых, среди которых и международный коллектив, руководимый Андре Уттерлинденом из медицинского центра при Университете Эразмус в Роттердаме, Нидерланды, так же удалось показать, что и другие гены, влияющие на рост, играют роль в наступлении менархе. Исландской группе ученых удалось обнаружить гены, связанные с наступлением менопаузы. Возраст, в котором женщины переживают этот этап развития, составляет от 40 до 60 лет. Группа Кари Стефансон из Исландской компании eCODE Genetics, показала наличие в геноме людей генов, отодвигающих или наоборот ускоряющих проявление менопаузы на два года.

По всей видимости, обнаруженные гены играют более фундаментальные роли в развитии организма, чем просто определяют наступление менархе или менопаузы, так как одной из групп ученых, руководимой Кеном Онгом из Медицинского исследовательского совета при Эпидемиологической службе в Кембридже, Великобритания, удалось найти вариации ДНК, влияющие на менархе и находящиеся в хромосомах неподалеку от других генов, связанных с развитием груди у девочек и ломкой голоса у мальчиков.

В наиболее короткой же перспективе открытие ученых позволит скорректировать работу других научных групп, изучающих особенности репродуктивной системы человека.