— Система ГТО нужна нашей стране, во-первых, для оздоровления нации, укрепления армии, во-вторых, для выявления талантливых ребят и девушек, потенциальных чемпионов в различных видах спорта, — говорит замдиректора ВНИИФК Павел КВАШУК. — Но для того, чтобы создать что-то новое, нам надо понять, насколько изменилась наша молодежь по сравнению со своими сверстниками 70—80-х годов, ведь в принципе мы могли бы многое заимствовать из прежней системы. Поэтому для начала было решено проверить уровень современных детей и подростков на нормативах прежней системы “Готов к труду и обороне”. Так ли плохо у них обстоят дела с физкультурой, как считают некоторые эксперты?
Впервые за последние 20 лет спортивные педагоги провели глобальное изучение двигательной подготовленности детей в 8 регионах России. Им помогали преподаватели физического воспитания детсадов, школ и вузов Астраханского государственного технического университета, Ижевского ГТУ, подмосковных школ №9 и №11 города Красногорска, детского сада №117 города Ангарска и многих других образовательных заведений страны. Тестирование проводилось при помощи тех же методик, что использовались и в середине ХХ века.
Детям предлагалось выполнить 4 обязательных испытания, к примеру, забег на 60 или 100 метров, бег на 1,5 или 2 км, метание мяча в цель или на дальность и заплыв на 50 метров, а также еще два дополнительных по желанию. Это могла быть стрельба из пневматической винтовки или прыжки в длину. Результаты тестирования заносились в протоколы.
Всего было протестировано более 17,5 тысячи детей, подростков, юношей и девушек от 7 до 18 лет. В итоге отличный уровень подготовки, соответствующий традиционному “Золотому значку ГТО” показали всего 20% учащихся, “Серебряный значок”, то есть хороший уровень физической подготовки, оказался “по зубам” 40% школьников и студентов. Оставшиеся 40% учащихся были занесены в список как требующие коррекции. По сравнению с молодежью 80-х это, конечно, более худший вариант: та выполняла “серебряный” норматив ГТО на 60%. В целом же уровень физической подготовленности у современных школьников и студентов снизился на 8—15% у юношей и на 8—27% у девушек.
Наиболее трудно пришлось учащимся младших классов с упражнениями на координацию, у них хромали челночный бег 3х10м и метание мяча в цель. Тяжело малышам пришлось также во время подтягивания на перекладине и в… воде. Выяснилось, что многие из них не умеют плавать.
Не удалось блеснуть в подтягивании и школьникам 5—7-х классов. Основным их слабым местом оказалось метание мяча на дальность.
Учащиеся старших классов — как юноши, так и девушки — наибольшие затруднения испытывали при выполнении упражнений на выносливость и силу. Уровень стрелковой подготовки оказался гораздо хуже у всех современных старшеклассников по сравнению с их сверстниками из 80-х.
— Но нельзя сказать, что ослабление произошло по всем видам испытаний и во всех возрастных группах, — поясняет Квашук. — Мы выяснили, что 11—16-летним подросткам довольно легко дались лыжные гонки и бег на скорость, многие сдали норматив на гибкость и без особой усталости вернулись из туристического похода. Ну а в том, что у ребят нет хорошей стрелковой подготовки, это не их вина.
Таким образом, получается, что дела с физической культурой в стране не совсем плохи. Стоит наших деток немного подтянуть, и они еще покажут высокие результаты. По мнению тренеров, начинать надо с самых маленьких, с первоклассников. Чтобы им было интереснее тренироваться, есть предложение проводить уроки физкультуры в игровой форме. То есть, если бегать — то в образе кошки за воображаемой мышкой, а прыгать — изображая веселые мячики. Старшим школьникам, по-видимому, придется расширить программу урока физкультуры, включив в нее упражнения из пожарно-прикладного спорта и из многоборья МЧС.