Кому сигарета по зубам?

Российские дошколята еще не умеют читать, но уже распознают... табачные бренды

Исследование о влиянии табачного маркетинга на маленьких детей, проведенное в шести странах с самым высоким уровнем курения, в том числе и в России, выявило пугающую подробность: 68% дошколят (!) опознают хотя бы один сигаретный бренд. А ведь табачные компании традиционно заявляют, что они не рекламируют и не продвигают сигареты среди детей. Но, как видим, реальность доказывает обратное.

Российские дошколята еще не умеют читать, но уже распознают... табачные бренды

Ученые из университета Джонса Хопкинса (США) опросили 2423 детей из России, Бразилии, Китая, Индии, Нигерии и Пакистана. В исследовании приняли участие 5–6-летние российские дети: 201 мальчик и 200 девочек. Ученые опросили как городских, так и сельских ребят (50 на 50). Результаты шокируют: по всем странам в среднем 68% (почти 70 процентов!) малышей опознали хотя бы один табачный бренд. У 42% детей курит как минимум один родитель; 46% ребят сказали, что курит кто-то в доме.

Исследователи просили детей в игровой форме сопоставить разные логотипы с товарами, на которых встречаются эти логотипы. Детям были предложены 24 логотипа разных товаров, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, включая 8 табачных брендов. Причем выбор детей совпадает с выбором взрослых: все названные марки стабильно входят в топ-10 по популярности в России и выпускаются транснациональными табачными гигантами, двум из которых в совокупности принадлежит 60% российского рынка.

Каждый второй ребенок распознал минимум один табачный бренд — 50% российских малышей знают, как выглядят определенные марки. Объясняют это тем, что «видели эти пачки сигарет в магазине» («дома у папы-мамы», «на улице у дяди»). Дети из семей, где курят, чаще узнают сигаретные логотипы, чем дети из некурящих домохозяйств. 4% детей заявили о том, что и сами будут курить.

— Пяти-, шестилетние российские дети, еще не умеющие читать, но уже узнающие сигаретные бренды, — это индикатор «эффективности» антитабачных мер, которые должны быть направлены на их родителей, — прокомментировал результаты необычного исследования председатель правления КонфОП Дмитрий Янин. — Пока таких мер не было, а были лишь декларации чиновников о важности борьбы с курением, в России за 10 прошедших лет сигареты стали более доступными по цене, их рекламировали на каждом шагу, до нынешнего года не было по сути никаких ограничений на курение в любых местах. Все это наблюдали и дети, впитывали информацию. Вот и получили результат: малыши 5–6 лет уже хорошо разбираются в сигаретных названиях!

Слабым утешением является то, что в Китае дела обстоят еще хуже, чем у нас, в России: в Поднебесной 86% детей осведомлены о табачных марках; 59% — в Бразилии, 76% — в Индии, 51% — в Нигерии и 84% — в Пакистане. Россия с ее 50% является «лучшей среди худших», опередив Нигерию.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру