— Антон Рафаэльевич, некоторые эксперты предрекают, что в ближайшие десятилетия коренных москвичей вообще не останется — настолько много приезжих стало в столице. И если раньше это были всего лишь “лимитчики”, то теперь в город хлынули многочисленные гастарбайтеры со всего света…
— Меня, как москвича и как депутата, эта тема не может не волновать. Я считаю, что сегодня перед москвичами вполне серьезно стоит угроза потери ощущения лидера, ощущения хозяина города (естественно, не в прямом, а в переносном смысле: по уровню культуры, образования и пр.). Если судить по последним данным переписи населения (она проводилась, напомню, с 1999 по 2002 годы), численность китайцев выросла на территории Москвы в 35 раз, а вьетнамцев в 14 раз! Корейцев — в два с лишним раза. Причем это не коренные жители РФ и не представители стран, входящих в состав СНГ, которые традиционно приезжали к нам работать, — это совершенно другие государства!
— Но и из стран СНГ миграция тоже остается высокой!
— Да, идет постоянная миграция из Азербайджана, Украины, Молдавии, Белоруссии, Таджикистана — с этими странами есть соглашение о безвизовом режиме въезда. И сегодня по закону любой гражданин из перечисленных стран может приехать в Российскую Федерацию и уведомить принимающую сторону (Управление Федеральной миграционной службы) о своем местонахождении в течение 10 дней, чтобы получить разрешение на трудовую деятельность. Причем отказ в выдаче такого разрешения возможен только в том случае, если у приезжего были проблемы с правоохранительными органами. То есть, если он находится под судом, незаконно пересек границу — тогда его могут не пустить.
— Но есть же еще список социально опасных болезней, с которыми теоретически мигрантам нельзя находиться на территории РФ?
— Да, но не все так просто. Эти болезни должны быть выявлены уже здесь! И это одна из главных проблем в миграционном законодательстве. Выходит, что иностранец, получивший разрешение на трудовую деятельность и устроившийся на работу, должен в течение месяца представить заключение, что он здоров. И это только в том случае, если он приезжает в РФ работать на длительный срок. Вдумайтесь: в течение месяца! То есть на протяжении этого месяца он может спокойно всех заражать.
— На чем основано столь смелое предположение?
— Я изучил статистику заболеваемости среди мигрантов. Например, с начала года выявлена тысяча больных туберкулезом (и наверняка статистика неполная, хотя Москва прилагает титанические усилия к их выявлению); более 3 тысяч человек, больных СПИДом, почти 15 тысяч — гепатитами, около 4,5 тысячи — сифилисом. И все это “благодаря” несовершенству федерального законодательства, которому, к сожалению, на сегодняшний день отведено абсолютное право регулировать этот вопрос. В этом году столице удалось почти вдвое снизить квоты на привлечение иностранной рабочей силы, а по сегодняшней экономической ситуации мы полагаем, что от того числа мигрантов, которое приезжало в Москву в прошлом году, нам нужно примерно в 7—12 раз меньше. Мы всегда предлагали ввести организованный отбор иностранцев по совершенно четким критериям: специальность, квалификация, возраст. В Россию, в Москву мигрант должен приезжать уже на конкретную должность, с конкретной зарплатой, с обязательным обеспечением соцпакета и условиями проживания, чтобы столица не ощущала на себе нагрузку, в том числе в соцсфере и сфере здравоохранения: огромное количество мигрантов пользуется услугами, отнимая у москвичей возможность получать такие же услуги в полном объеме. Забегая вперед, могу предположить, что в следующем году квота должна быть снижена еще в 1,5—2 раза. В прошлом году это было около 600 тысяч человек, в этом — около 400 тысяч, а в следующем я не уверен, что нам нужны будут и 200 тысяч мигрантов. Кстати, любопытный факт: сегодня в столице самый многонациональный Западный округ — там жителей-иностранцев больше 17% от общего числа населения.
— Не все в силах столицы, но городские власти все же многое делают, чтобы не обострять межнациональный вопрос. Какие меры вы считаете наиболее эффективными?
— Система на сегодняшний день потихоньку создается. В Административном кодексе города мы предусмотрели значительные штрафы (до 500 тысяч рублей) за использование незаконного труда мигрантов. За прошлый год таких штрафов мы собрали на сумму больше 50 миллионов рублей. В определенной степени это помогает. Но до тех пор, пока система не заработает целиком, серьезного успеха не будет. Речь идет не только об административных и уголовных мерах, но и о сознательности граждан, которые сегодня незаконно сдают свои квартиры мигрантам, предоставляя тем возможность проживать в них целыми селами. Пока не будет действовать единообразная система контроля на всех этапах перемещения иностранного мигранта по Москве, у нас будет высокий процент латентных работников и не будет возможности их контролировать.
Нужно отдать должное работе нашей милиции. С одной стороны, кажется, что она ничего не делает. С другой — обо всех перемещениях мигрантов ей известно. И сегодня многие гастарбайтеры, насколько я знаю, являются осведомителями спецоперуполномоченных, и милиция их не трогает только потому, что они ей нужны. Часть из этих осведомителей занята на т.н. общественных работах (уборке территорий, электромонтажных, эксплуатационных работах), а часть занимается незаконным предпринимательством. Милиция знает об их местонахождении, но ввиду несовершенства законодательства о депортации ими не занимается. Ведь по каждому случаю депортации нужно как минимум решение административного органа, а как максимум — решение суда. Вы представляете: 150 тысяч мигрантов — и по каждому надо получить разрешение! Милиция выживает в сложившихся сложных условиях и, не в силах ничего поделать, использует часть незаконных мигрантов для раскрытия криминальных дел. Так, когда начался кризис, в городе появилась банда домушников, сформированных из гастарбайтеров, лишившихся работы. И милиция смогла раскрыть немало преступлений именно благодаря связям с диаспорами. Но главное — удалось вычислить костяк этих бандформирований. И сегодня в городе нет ни одной крупной преступной группировки, состоящей из мигрантов.
…Весь анализ динамики развития миграции в Москве обнаруживает неоднозначность ее влияния на экономическое развитие столицы. С одной стороны, миграция обеспечивает прилив рабочей силы в важные секторы экономики: строительство, транспорт, торговлю. А с другой — нарушает естественный баланс на рынке труда, создает санитарную и эпидемическую угрозу, серьезно осложняет криминогенную обстановку и — самое главное — повышает нагрузку на соцсферу (поликлиники, детские сады и школы, даже канализацию и водопотребление). По данным городской прокуратуры, каждое третье убийство и каждое третье изнасилование совершается выходцами из стран ближнего зарубежья.
— Что, по-вашему, нужно делать в такой ситуации?
— Квоты на использование иностранной рабочей силы мы, конечно, сократим. Нам нужно бороться, во-первых, с незаконным предпринимательством в этой сфере. Вы посмотрите объявления в наших газетах — они предлагают получение любых справок по миграционному учету, включая оформления виз и разрешений на работу, за день. Но этого же реально быть не может — если, конечно, речь идет о подлинных документах. Например, минимальные сроки получения медицинских справок — 20 дней, разрешений на работу — 20 дней. Все организации, которые делают такие документы за сутки, — липовые. Задача городских властей — вытеснить все эти структуры из Москвы.
— Легко сказать! Как это сделать?
— Во-первых, необходимы постоянные проверки этих компаний, это неплохо делают правоохранительные органы…
— Которые их же и крышуют…
— Коррупция — тоже проблема, которая будет решаться в рамках президентской программы. А есть еще проблема низкого уровня толерантности в правоохранительных органах. В прошлом году ксенофобские настроения, национальная нетерпимость и вражда были характерны для 15% сотрудников правоохранительных органов столицы. Сейчас нужно возбуждать уголовные дела в отношении лжепредпринимателей и фирм, которые организуют квоты; строительных компаний, промышляющих рабским трудом, а зачастую создающих левые компании, чтобы торговать рабсилой, — им все равно, какой человек национальности, какой у него цвет кожи.
Нужно совершенствовать федеральное законодательство. Причем не один закон, не два, а все законодательство, регулирующее эту тему. Только сообща — и на федеральном, и на региональном уровнях, можно победить. Многие наивно полагают, что можно написать один закон — и проблема будет решена. Это не так. И одними запретительными мерами здесь обойтись невозможно.
— Какие поправки вы как законодатель считаете необходимым внести в первую очередь?
— Я бы изначально не делал уведомительного порядка регистрации мигрантов, который у нас действует, — необходим только разрешительный порядок. Второе: я бы ужесточил международный контроль за въезжающими. Третье: всю ответственность за иностранного работника я переложил бы на ту компанию, которая его пригласила, — причем не важно, куда он потом устроился. Положим, пригласила компания гражданина на работу — а он через три недели пропал и где-то совершил преступление. Значит, отвечать должна компания, которая за ним не уследила. И компания должна выплачивать за него штрафы, компенсации, материальный ущерб, оплачивать его депортацию. Как за рубежом, где принимающая сторона несет полную ответственность за гостя. Если вас в Германию приглашают и оформляют визу, считается, что за вас отвечает человек, который вас пригласил.
Четвертое: квоты на использование иностранной рабочей силы должны более оперативно регулироваться. Сейчас как? В конце года сформировали квоты — и все, изменить их в течение следующего года невозможно. А если изменилась экономическая ситуация и эти люди нам больше не нужны? Мы должны получить возможность пересматривать квоты и в течение года.
Надо изменить законодательство таким образом, чтобы мы могли осуществлять контроль за местонахождением иностранного гражданина в любой точке и на всех этапах, начиная от его прибытия. Вот он приехал, зарегистрировался — у нас должна быть единая база данных. И если этот человек сменил регистрацию, мы должны знать, куда он уехал и чем занимается. А если сменил место жительства и не уведомил — отвечать, платить штраф должна пригласившая его компания.
Конечно, полностью эту проблему решить нельзя — естественный приток мигрантов есть во всех мегаполисах мира, и это нормально. Но авральной миграции нам не надо. Сейчас у нас около 700—800 тысяч нелегальных мигрантов — и это очень много.
— Есть ли какие-то особенные проблемы с мигрантами, приезжающими из стран, с которыми у нас существует визовый порядок въезда?
— Их приток сейчас увеличивается — особенно китайцев, вьетнамцев, туркменов. Почему стали востребованы именно эти национальности — неясно. Например, китайцев сейчас охотно принимают в Москву на работу — за первый квартал 2009 года приняли более 7 тысяч человек. За это же время приняли около 6 тысяч вьетнамцев. Кстати, с 1 января 2009 года разрешений на работу выдано уже более 100 тысяч, 51% квот израсходован. Куда уходят квоты? Главным образом, в сферу строительства (более 15 тысяч), торговли и услуг (12 тысяч) и транспорта (почти 10 тысяч). Наименьшую долю, которая нам нужна позарез, составляют наука, промышленность и образование — всего чуть более 1 тысячи человек. Если иностранцы идут в строительство, значит, предприниматели продолжают использовать труд незаконных мигрантов. Ведь часто мигранты, получившие разрешения, со временем становятся нелегальными.
И я понимаю москвичей, которых раздражает низкий уровень культуры приезжих, неправильный язык. Я бы ввел обязательное условие, необходимое для получение разрешения на работу, — знание русского языка. У нас есть спецучреждения и курсы для тех, кто получает гражданство. На этой базе можно ввести обязательные курсы изучения русского для тех, кто получает разрешение на постоянную работу — тогда чужаки будут вызывать меньше раздражения. Миграция нужна любому мегаполису, в том числе и для улучшения демографической ситуации. И я думаю, что мы в состоянии справиться с этой проблемой. Москва в этом смысле держится молодцом.