Вторая волна кризиса не для Москвы

Андрей Метельский: “Мы нарастили расходы на социальные нужды”

Москвичи только начали приходить в себя после первой волны кризиса, как поползли слухи, что скоро, возможно, грядет вторая. Если она все же случится, справится ли с ней городская власть? Что уже сделано, что делается сегодня и что в планах московских законодателей?  

Об этом в интервью “МК” рассказал заместитель председателя Московской городской думы, руководитель фракции “Единая Россия” Андрей Николаевич МЕТЕЛЬСКИЙ.


— Андрей Николаевич, как известно, в любых кризисных условиях прежде всего рискуют пострадать те категории граждан, которые не в силах самостоятельно справиться с трудными экономическими потрясениями. В группе риска — пенсионеры, инвалиды, дети. Нет ли у вас опасений, что в новом году их положение может ухудшиться?  

— Да, этого можно было бы ожидать, но такого в Москве нет. Грамотные социологи установили: ледяное дыхание кризиса почувствовали на себе более трети москвичей. Но в большинстве своем это люди трудоспособного возраста. У них трудности с местом работы, зарплатами, премиями. А пенсионеров, инвалидов, безработных, многодетные семьи — всех тех, кого экономисты бесстрастно именуют “социально уязвимыми”, — от кризиса городская власть защитила всеми возможными способами. Бюджет пришлось оптимизировать, а говоря по-русски, ужимать. Но мы не только не сократили, а нарастили расходы на социальные нужды. Сохранены все меры социальной поддержки, начиная со льгот по оплате коммунальных услуг и заканчивая городскими доплатами к пенсии, которая к концу года в совокупности составит не менее двух прожиточных минимумов, — сейчас это 11 500 рублей. В проекте городского бюджета 2010 года доля социальных расходов вырастет до 51%. Так случится, разумеется, если в новой Думе, которой принимать бюджет в окончательном виде, сохранится большинство, стоящее на страже “московской социальной модели”.  

Не отказывается Москва и от еще одного недавнего своего завоевания. Московская городская дума добилась и первой воспользовалась правом самостоятельно устанавливать в городе минимальный размер оплаты труда (МРОТ). И установила его выше прожиточного минимума трудоспособного населения. Это значит, что ни один работодатель в Москве не может платить работнику зарплату ниже этого уровня. Закон требует этого и от частного предпринимателя, и от государства, которое платит зарплату служащим, бюджетникам. Как результат — сегодня минимальная зарплата бюджетников вдвое превышает показатели четырехлетней давности, а средняя величина перешагнула планку в 30 тыс. рублей.  

Есть еще одно важное направление антикризисной деятельности. Недостаточно обеспечить человека пристойной зарплатой или пенсией. Всегда, но особенно в кризис, нужно не допускать, чтобы рыночная стихия захлестнула его ростом цен. Поэтому мэр Москвы Юрий Лужков установил перечень товаров и услуг, цены и тарифы на которые устанавливают городские власти. Это природный газ, электроэнергия и тепло, железнодорожные билеты в пределах Москвы, предельные наценки на жизнеобеспечивающие лекарства, питание в школьных столовых.  

Кроме того, заработала в полную силу система долгосрочных договоров с четырьмя десятками агропромышленных комплексов, которые снабжают город качественной сельхозпродукцией, все больше открывается социальных магазинов, ярмарок выходного дня. Главное, чтобы заработанный человеком рубль в кризис не потерял в весе.  

— Но бюджет не бездонен. Что позволяет быть уверенным в том, что его доходы не сократятся в будущем до такой степени, что под угрозой окажутся статьи расходов, о которых вы говорите?  

— Напомню недавнее высказывание Президента России Дмитрия Медведева: “Жить не по средствам — безнравственно, неразумно и опасно. Нужно подтягивать экономику, чтобы больше зарабатывать”. Смысл экономической политики городской власти — обеспечить нормальные условия для эффективной деятельности всех предприятий города, удержать рост безработицы, создать новые рабочие места. Именно этим занимается антикризисная комиссия во главе с мэром Москвы Юрием Лужковым. Уже спланированы и реализуются меры поддержки реального сектора экономики и малого бизнеса: это и снижение ставок аренды нежилых помещений, государственные гарантии и отсрочки по платежам, и субсидирование за счет городского бюджета процентов по кредитам банков для предприятий реального сектора.  

Уровень безработицы в Москве — самый низкий по стране — менее 1% трудоспособного населения. При этом банк городских вакансий в разы превышает количество нуждающихся в работе.  

Кстати, вспомним, сколько было страхов, что московские выпускники вузов не найдут работу. Специально занимались этой проблемой. Она была: да и сегодня еще около сотни ребят с новенькими вузовскими дипломами с нашей помощью ищут работу. Одной сотни! И их мы не оставим на произвол судьбы. А остальные трудоустроились. А это значит, экономика города “задышала” — работодатели смотрят в будущее, берут на работу молодых.  

— А как расценивать ставку городских властей на стройкомплекс в условиях кризиса? Не приведет ли это к стагнации в других областях городского хозяйства?

— Мы не только на стройкомплекс делаем ставку. В Москве много “локомотивов”, которые способны “перезагрузить” городскую экономику, среди них — высокотехнологичные, наукоемкие отрасли, ведь в Москве — высокообразованная рабочая сила и сильнейшая научная школа.  

Да и малый бизнес — это тоже точка роста. Экономисты в России бьют тревогу: доля малого бизнеса в валовом продукте страны слишком мала, и занята в нем слишком небольшая часть населения. Так почти повсюду в России. Но не в Москве! У нас малый и средний бизнес — это 2,5 млн. человек, это колоссальный потенциал инноваций. Бюджет города 2009 года, который уже верстался как антикризисный, выделил на поддержку малого бизнеса три с половиной миллиарда рублей. В 2010 году мы планируем удвоить эту сумму!  

Но возвращаясь к вашему вопросу: стройкомплекс действительно один из главных приоритетов. Во-первых, в нем занята шестая часть трудоспособного населения Москвы — порядка одного миллиона человек. Во-вторых, в строительстве задействована целая цепь промышленных предприятий, которая обеспечивает экономический рост столицы в целом. И в-третьих, несмотря на ежегодное увеличение темпов строительства, на жилье по-прежнему высокий спрос. И город поддержит этот спрос городским заказом на социальное жилье, на завершение программы расселения пятиэтажек старых серий, программами социальной ипотеки и “Молодой семье — доступное жилье”.  

В первом полугодии 2009 года темпы жилищного строительства в Москве выросли. Всего в этом году планируется сдать 3,1 млн. кв. метров жилья. Из которых более 1 млн. кв. метров зарезервировано под социальные программы города. Бесплатное жилье в этом году получат порядка 8500 семей.
К тому же это тема непосредственно связана и с проблемой “обманутых дольщиков”, которую столичные власти обещали полностью решить к концу текущего года.  

— Эта позиция столичных властей известна. Но, судя по выступлениям самих “обманутых дольщиков”, не все так гладко…

— Разберемся с цифрами. Тем, кто реально нуждался в помощи, остался, по сути, без крыши над головой — город помог. В общей сложности власти города оказали помощь в получении жилья. На решение проблем действительно обманутых людей (по 29 объектам строительства) в Москве было выделено почти 200 тыс. кв. метров жилья, чтобы передать квартиры 3371 семье.  

Были и свои лукавства. Были и так называемые строительные партнеры, которые вносили средства за 5—10 квартир с целью дальнейшей перепродажи (понятия “спекуляция” вроде больше не существует, но как иначе это назовешь?). Выявлялись и “дольщики” не “обманутые”, а “обманывающие” — с поддельными документами. Так что 196 горожан по той или иной причине получили отказ в выделении жилья. Не сомневайтесь: доведем решение это проблемы до логического конца.  

— А как вы относитесь к позиции города, недавно озвученной мэром, — вывести рыночную оптовую торговлю за пределы Москвы?  

— Мэр всегда отстаивал позицию о недопустимости в Москве нецивилизованных форм торговли, как оптовой, так и розничной. Откуда в Москве взялся Черкизон? Да из начала 90-х годов! Помните: всеобщий дефицит, 1000% инфляции, “челноки” с баулами и тележками в метро по дороге на “дикие рынки”? Разве что из метро они пересели на “Газели” — а беспредела меньше не стало. Очень во многом рынок в Москве цивилизовался. Но остался спрос на недорогие товары, осталась привычка ездить в Москву за оптовыми партиями товаров. И нельзя с водой выплеснуть ребенка: Москве нужны бесперебойные поставки одежды, бытовой техники, много чего другого. Нужна и ниша для недорогих товаров — не все могут позволить себе отовариваться в супермаркетах и бутиках.  

Но! Не будет Черкизонов с контрабандным товаром, с которых оптовый торговец (да и зачастую иностранный) вытесняет наших собственных малых предпринимателей. И вывески на московских рынках должны быть на русском языке. Помечтаем: пусть добавятся вывески на английском или немецком, когда в Москву за товаром начнут ездить из Европы. Оптовый рынок не может вторгаться в жизнь города своими фурами и толпами с баулами. “По контуру”, на больших площадях, с удобными складами, парковками, подъездными путями — пожалуйста! А в городе даже китайским ширпотребом должны торговать наши торговцы: ведь не торгуют в Москве чаем индийцы, а кофе — бразильцы. Бразильцы у нас в футбол играют за “Спартак” и ЦСКА!  

— Кстати, о Черкизовском… Освободилась громадная территория, как все-таки город планирует использовать ее?

— Я, как и раньше, придерживаюсь позиции, что было бы целесообразно использовать эти территории, хотя бы частично, под строительство муниципального жилья, так как жилищные проблемы в Восточном округе еще далеки от окончательного разрешения. Да и стадиону там должно найтись место.  

— Вы уже отметили, что строительство жилья будет активно продолжено, а как вообще будет выглядеть город в перспективе, скажем, в 2025 году?  

— Ну, давайте попробуем заглянуть лет на 15 вперед… Для меня совершенно очевидно, что такой мегаполис, как Москва, должен обладать не только современной экономикой, но и обликом. Думаю, с этим никто не поспорит. Но вот каков должен быть этот облик… Инвестор может иметь свой взгляд, житель района — свой… Наша же задача, как ответственной власти, учесть все пожелания и разработать план развития столицы, устраивающий всех нас — москвичей.  

Именно поэтому мы сознательно пошли на публичное обсуждение планов городского строительства, к которому были привлечены все заинтересованные жители столицы. Честно признаем: действующий Генплан развития города уже не отвечает современным стандартам. Пришло время прописать новые правила, задачи, а главное — цели так, чтобы город был удобным для каждого!  

Радует то, что москвичи с готовностью откликнулись на наш призыв и внесли свои предложения: заявили о том, в чем нуждаются районы их проживания, высказали свои мнения, указали на то, что их не устраивает. Кому-то эти пожелания могут нравиться, кому-то — нет, но все они конструктивны. Больше того, позиция городских властей заключается в том, что практически все они будут приняты. Ведь Генплан — это документ не для чиновника, а для народа, поэтому он должен быть с “человеческим лицом”! В Москве бы не удалось вопреки воле жителей протащить решение о строительстве 400-метрового небоскреба рядом с историческим центром — как это сделали недавно в Северной столице.  

Надо быть вместе с народом, и если возникают какие-то вопросы, то их надо снимать, а не доводить до конфликтных ситуаций. В конечном счете вопросы все решаемы. Исходя из этой позиции мы и действуем…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру