Человеческая комедия: от Деточкина до Навального

Теленеделя с Александром Мельманом

12.09.2013 в 20:26, просмотров: 6263

Седой, моложавый, уверенный в себе человек проходил по Москве, как хозяин, открывал новые станции метро, развязки, посещал поликлиники, детские сады. Он действовал на подконтрольное население, как удав на кроликов. Кролики были спокойны: все схвачено, все там будем.

Человеческая комедия: от Деточкина до Навального
фото: Наталия Губернаторова

Именно так показывали врио мэра Сергея Собянина в своих новостях наши доблестные большие метровые — Первый, «Россия 1», НТВ. А еще говорили, будто он не вел предвыборной кампании. Ничего подобного! Кампания была, Собянина позиционировали правильно. Слишком правильно. Он довел своих потенциальных избирателей до добровольного заточения на собственных дачах. И ни шагу в Москву!

Зато удивил ТВЦ. Поначалу они вообще отказались транслировать дебаты, напомнив: мы сами не местные, а совсем федеральные, и выборы московские нам неинтересны. Хотя в тех же информвыпусках показывали только одного кандидата (позитивно), ну а по ночам Сергей Доренко с великой радостью вспоминал другого (ну очень негативно). А в день выборов на канале случилось страшное. Посреди любимых «Покровских ворот» в нижней части экрана вдруг появились знакомые, до боли узнаваемые «кандидатские» лица. Лица расположились в порядке возрастания слева направо от Левичева к Собянину. Таким образом, наряду с Олегом Меньшиковым и Леонидом Броневым («а кто не пьет, назови!») в фильме принимали участие новые актеры. Не самые великие.

Впрочем, ТВЦ успел дать установку. Вновь с помощью дорогого сердцу кино. «Берегись автомобиля» на этот раз. Сначала его показали в субботу, в день тишины, ну а повторили уже 8 сентября. Конечно, Юрий Деточкин ни капли не похож на Алексея Навального. Деточкин скромный, а Навальный — трибун, Деточкин — одиночка, Навальный — вождь, Деточкин никак не может сделать предложение единственной своей женщине Любе — водительнице троллейбуса, а у Навального красавица жена и двое детей… Деточкин курит сигареты «Друг», Навальный вообще не дымит. К тому же Деточкин отдаленно напоминает артиста Смоктуновского, а Навальный кого только не напоминает.

Деточкину, как и Навальному, светит пять лет тюрьмы. Чем все закончится? Опять судом, конечно. И вот предпоследняя сцена в «Берегись автомобиля». Суд. «Деточкин не просто вор, он хуже, его надо посадить за бандитизм!» «Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть, на Конституцию. По Конституции человек имеет право на машину, дачу, деньги. Деньги пока еще никто не отменял. От каждого по способностям, каждому по труду в наличных деньгах». Как похоже, правда?!

А вот слово берет следователь Максим Подберезовиков: «Деточкин нарушал закон, но нарушал из благородных целей. Он продавал машины, но отдавал все деньги в детские дома. Он виноват, но он... не виноват. Пожалейте его, товарищи судьи».

«Обвиняемый, вам предоставляется последнее слово». Деточкин: «Граждане судьи, может, я и неправильно действовал, но от чистого сердца. Ведь воруют, много воруют. Я ведь вам хотел помочь, граждане судьи. Отпустите меня, я больше не буду, честное слово».

Практически один в один, кроме последнего «честного слова». Вот этого Навальный не скажет никогда. А через 5 лет он вернется с прической Удальцова и скажет всем нам: «Здравствуй, Люба, я вернулся».

После выборов начались митинги. «Дождь» и «Москва 24» осветили массовое сборище людей на Болотной в поддержку победителя. На «Москве 24» это ночное бдение выглядело как нечаянная радость бюджетников, причем совершенно бесплатно и добровольно. А на «Дожде»… Вот вам абсолютно коренные москвичи с узким прищуром глаз: «Мы здесь пришла за мэра, да». Вот тетенька очень средних лет: «Наш Семен Семеныч как бы прекрасный человек, он столько сделал для Москвы как бы…» Да, человеческая комедия, а не выборы. Эх, Семен Семеныч!

А впрочем, хочется поздравить и «Деточкина», и «Семен Семеныча», и всех нас с самым чистым и честным волеизъявлением в мире. Ура, товарищи!

Я — Божена!

Что еще показывать, когда показывать нечего? Вот есть Божена Рынска, светская львица, ну, как когда-то Собчак. Еще недавно она была символом норковой революции, с голой грудью, прикрытой той самой норковой шубой, полезшая супротив ментов позорных: «Снимайте меня, я Божена!» А потом еще в автозаке пела «Интернационал»: вставай, проклятьем заклейменный. О чем это она?

Шли годы… Ну, года полтора. Божена пошла на выборы. И увидела стариков и старушек, гордым строем шедших голосовать за своего кандидата. Это сильно возмутило Божену, и написала она пост: старикам тут не место! Типа, скорей бы они все подохли, а то мешают нам, молодым, жить и выбирать свою любовь на свою же голову. Сильно. Талантливо даже в некоторых местах. Сказала то, что думала, во какая честная. В отличие от других, таких же молодых да красивых, которые думают то же самое, но почему-то не говорят.

Раневская на это сказала бы: плюнула в вечность. Юные и успешные Боженой гордятся. Пожилые и несчастные дружно плюют в ее сторону против ветра.

Но это только начало конца. На следующий же день канал НТВ послал свою съемочную группу к этой Божене. Действительно, если ты так судьбоносно выразилась, дай комментарий для народа. Однако Божена намека почему-то не поняла и начала избивать журналистов. Била молча, но долго. Съемочные мужики с удовольствием тащились от тумаков львицы, зато единственная НТВшная девушка в группе отвечала битым словом: «Женщина, ну что вы делаете?» Такая вот сцена, такое событие.

Куда там Сирии, куда наводнению, у нас тут Божена дерется с телевизионщиками. Вот это новость, да! Весь Интернет в экстазе от комментариев, забавно же.

Конечно, если медийный персонаж пукнул, ТВ обязательно должно на это среагировать. Так устроен мир, информационный. Во всем мире. Но давеча Эдуард Лимонов сказал по «Эху Москвы», правда, совсем по другому поводу: «Тут, в Москве, обсуждают какое-то г… (хотя он сказал без всякого многоточия), когда в стране такое творится…»

Прав Лимонов, абсолютно прав.

Чему смеетесь?

Новый ТВ-сезон набежал, как цунами, и вот уже покрыл нас всех с головой. Премьеры одна за одной. От них нет спасения! Гламур наступает, начинает и выигрывает.

В этом году мы будем только петь. Потому что жизнь прекрасна, и чем же еще заниматься. Караоке, на бис и посредством естественного отбора. Они говорят: впервые на ТВ, такого вы еще не видели! И показывают отстой а-ля девяностые. Новое слово на букву «х», не подумайте, что хорошо.

Телевизор окончательно проиграл Интернету борьбу за современного продвинутого зрителя. Он у нас в подавляющем меньшинстве, конечно, но еще несколько лет назад голубой экран хотя бы попытался. Многие программы обновили верстку, стали динамичнее, поменяли темпо-ритм. Клиповое сознание внедрялось за счет яркой подачи информации, меняющейся неимоверно быстро. Конечно, не скажешь, что Интернет — верх развития человечества, там куча мусора. Но ведь XXI век на дворе.

Ничего не получилось, ТВ расписалось в полном неумении. Да и зачем? Россия — родина слонов, страна консервативная, где в ящик пялится многомиллионная универсальная женщина 55+, домохозяйка со средним образованием. Именно для нее работает ящик, исполняя все прихоти, удовлетворяя все вкусы. Уж такие, какие есть.

Этой уважаемой даме бальзаковского возраста и не нужны никакие модернистские выкрутасы. Она хочет спокойные сериалы про сделанную, но чувственную любофф, Андрюшеньку Малахова, а еще петь со всей студией любимые советские песни под караоке. Это среднестатистическая тетенька крутит самыми продвинутыми топ-менеджерами нашего ТВ, они работают только на нее. Иначе прогорят.

«Россия», к примеру, так и заточена. Но ведь у Первого вроде все по-другому. Там стараются делать программы для людей самого разного возраста, образования, вкусов. Там точно рассчитывают тайм-слоты: кому что нужно в данное время. Ностальгирующим пенсионерам — «В наше время» и «В субботу вечером», озабоченным — «Давай поженимся», больным на голову — «Доброго здоровьица!», больным чем-то другим — «Жить здорово!». Ну а для интеллигентного зрителя, только что пришедшего после модного спектакля, — «Вечерний Ургант». Бабе — цветы, детям — мороженое.

Зато с юмором — сплошные эксперименты с частым попаданием в яблочко. Какой же замечательный проморолик оказался у программы «Успеть до полуночи». Модный Чумаков в модном костюме бежит, модный Родригез бежит еще быстрее… Фу, они таки успели.

Но после такого начала программа вышла практически никакой, пшик один. Две команды, словно в каком-нибудь доме отдыха в семьдесят лохматом году. Массовики-затейники задают современные темы: а правда ли, что после пьяной драки гонорары у Витаса выросли?

Из участников почему-то в основном ведущие Первого канала — Олешко, Слуцкая, Шепелев… Это для пиара? Или просто делали второпях и наспех, а потом ловили в коридорах первого попавшегося: «Эй, Олешко, иди сюда. У тебя время есть? Пойдем, у нас сейчас новая программа пишется. Да нет, ничего не делай, просто сиди и шути. Не умеешь? Ну, молчи тогда».

Они смеются, но очень натужно. А им не смешно. Ну и нам тоже. Домашние заготовки не срабатывают, уши сразу торчат, и неловко становится. За них, конечно, за ведущих. Импровизировать еще уметь надо. Жалко Родригеза с Чумаковым. Такие умные ребята и смотрятся вместе так хорошо. Но кто же им этот текст написал?

В светлой памяти «Прожекторперисхилтоне» тоже работала огромная команда сценаристов, так ведь незаметно ничего было: как будто Ургант и Ко всё сами делали.

Пока что «Успеть до полуночи» выглядит лишь клоном «Хороших шуток», бывших когда-то на СТС. Только шутки-то там действительно были хорошие.

Будут ли доводить эту программу до ума или бросят на полпути, как уже случилось на Первом с Нонной Гришаевой, Анастасией Заворотнюк, «Квартетом «И», КВНщиками из солнечной Армении и шоу с Сергеем Светлаковым. Ну не стоит так сразу бросаться Чумаковым и Родригезом. Неужели они только годятся для пародий в «Один в один»? Может, им в маске удобнее. А быть самими собой слабо?