Невеселые байки от Гулько

Шахматисты шутят

Еще несколько баек от знаменитого гроссмейстера, чемпиона СССР и США Бориса Гулько – с некоторыми комментариями ведущего рубрику. Главным героем этих историй их является Анатолий Карпов. Что поделаешь, с экс-чемпионом мира у Гулько связаны не самые приятные воспоминания – когда Карпов был на вершине, Гулько семь лет сидел в отказе, именно на такой срок прервалась его шахматная карьера. Карпов, может быть, и не виноват в этом, но ведь он близок был с людьми, от которых зависела свобода Бориса, и ничего не сделал, чтобы ему помочь. Да, невеселые были времена.

Шахматисты шутят
Борис Гулько вспоминает

Две точки зрения

Многие шахматисты свои поражения считают случайными: «Вот если бы я пошел ладьей на соседнее поле, выиграл бы партию…» и т.д. Но рекордсменом в этой области безусловно является Анатолий Карпов. Его послушаешь, так у него всегда выигранная позиция, даже если его король неизбежно получает мат.

Свое первое поражение в ранге чемпиона мира, в Милане-1975, он потерпел от шведского гроссмейстера Ульфа Андерсена. В специальной статье, написанной после турнира, Карпов доказывал, что все ходы в этой партии делал правильно, и должен был выиграть, а поражение  было крайне несправедливым, совершенно случайным.

В 1977 году в Ленинграде в турнире, посвященном 60-летию Октябрьской революции, Марк Тайманов объявил Карпову шах конем, который назвал самым красивым ходом в свой шахматной карьере. При взятии коня карповский король получал эффектный мат. Элегантная комбинация, которая производит впечатление на любого шахматиста... А что же чемпион мира? В спортивных новостях диктор ТВ траурно сообщил мнение Карпова: нелепое, незаслуженное поражение от Тайманова. Зрители наверно прослезились.

Опасный человек

На финише в момент откладывания партии Карпов – Смыслов за сценой стоял Гулько, который пытался понять, как будет спасаться Карпов, если Смыслов запишет напрашивающийся подрыв белого центра пешкой «g». Первым покинул сцену Карпов: «У меня лишняя пешка. Должно быть лучше», - полувопросительно бросил он Борису. Потом появился Смыслов, которому секундировал Гулько (сам он в турнир допущен не был – отказался подписать письмо гроссмейстеров с проклятиями невозвращенцу Корчному, вот и был наказан). «Записал g6-g5. Карпову надо сдаваться», - задумчиво произнес Василий Васильевич.

Внимательно проанализировав положение, Гулько и Смыслов убедились, что спасения у Карпова нет. Гулько решил не ходить на доигрывание, а вечером заглянул к Смыслову в номер. Тот был довольно весел. «Понятно, завоевал очко», - не удивился. Борис. «Сыграли вничью, - радостно сообщил Смыслов. «?» - Но все к лучшему. «Обыгрывать этого человека очень опасно», - объяснил он молодому и неопытному гроссмейстеру.

Явление Карпова народу

Юрий Разуваев рассказал Гулько о триумфальной поездке, которую он совершил с Карповым по городам страны после отказа Фишера от матча и присвоения претенденту титула чемпиона мира.  Разуваев тогда входил в команду Карпова и часто сопровождал его. На торжественных мероприятиях происходило «явление Карпова народу», а после этого Разуваев давал сеанс одновременной игры.

Перед одной из таких встреч в сибирском городке Карпов простудился, и к народу вышел один Юрий. Собравшиеся в зале дети, узнав, что не увидят Карпова, неутешно плакали и рыдали. И тут к установленному на сцене портрету новоявленного чемпиона стали выносить букеты цветов. Разуваев оторопел и, сказав несколько дежурных фраз, поторопился в гостиницу с надеждой застать своего подопечного живым и невредимым. И успокоился только тогда, когда увидел Карпова, играющего в бильярд с кем-то из постояльцев отеля…

Долг платежом красен

Карпов всегда был известен экономностью при расчетах со своими тренерами, предпочитая  платить им «борзыми щенками» государства, - поездками на турниры и стипендиями. Так, с помогавшим ему в матче 1974 года против Корчного и в послематчевой атаке на «изменника родины», которую организовал Петросян, Карпов вскоре стал  его смертельным врагом из-за незначительной суммы.

В Милане-1975 они играли в плей-офф, и в полуфинале, тогда еще друзья, сделали четыре договорных ничьих, которые автоматически вывели Карпова в финал, поскольку он имел преимущество по дополнительным показателям. Петросян был отодвинут на 3-4-е места. Как рассказывал Разуваев, это был натуральный сплав, поскольку Петросян добровольно отказался от борьбы за победу в турнире. Сумма, которую Карпов недоплатил Петросяну за этот сплав, составляла, по мнению Тиграна, всего 500 долларов. Но, видимо, чемпион мира решил, что использует этот гонорар с большей пользой, чем экс-чемпион. Зря поссорились, в принципе деньги пустяковые. Автору известны случаи, когда коллеги Карпова недополучали от него и куда более крупные суммы, с большим числом нулей...

Куда девалась энергия?

Друзья и знакомые Бори Гулько делились с ним, как прошли через «бригады» двух великих шахматистов – Карпова и Каспарова, как работали в их командах. У них была такая теория: главный «бригадир» мог выплескивать энергию, идеи и эмоции на тренеров - как Каспаров, а мог, наоборот, поглощать ее - как Карпов. Сергей Довлатов после работы с Каспаровым в 1991 году пробился в претенденты, Зураб Айзмапарашвили, расставшись с Гарри, вошел в мировую десятку по рейтингу. Напротив, Юрий Балашов начинал работу с Карповым в 1973-м одним из сильнейших гроссмейстеров СССР. Еще в 1976-м едва не выиграл крупнейший в истории чемпионат страны. Когда же в 80-е годы Балашов покинул «бригаду», он походил на сухую мушиную шкурку, висящую на паутине. Молодой мужик, он уже не имел ни энергии, ни идей. Эта была тень грозного гроссмейстера. Талантливый Юрий Разуваев пять лет провел в «бригаде» Карпова, а покинув ее, так и не сумел восстановиться. «Я видел, как вы все (он имел в виду Ваганяна, Романишина, Цешковского, Белявского) ушли вперед, но догнать вас уже не мог!».  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру