Эксперт считает, что мини-футболу требуется перезагрузка

Олег Табунов: «Единственный чемпионат Европы мы выиграли русским составом»

Проблемы мини-футбола в России становятся всё более очевидными. Скрыть их уже невозможно.

Экс-футболист и видеоблогер Евгений Савин обратился к проблемам российского футбола и сразу нащупал болевую точку. В октябре он снял видео о дерби между «Новой генерацией» и «Ухтой», критически отозвавшись о деятельности Ассоциации мини-футбола России (АМФР). Ответная реакция последовала очень скоро. Высказывания решительно не понравились чиновникам федерации, они пожаловались в КДК РФС, «Ухте» был выписан штраф – 75 тысяч рублей.

Олег Табунов: «Единственный чемпионат Европы мы выиграли русским составом»
Фото: МФК ЦСКА

Помочь команде с выплатой обозначенной суммы вызвался сам спровоцировавший скандал Савин. Обещание своё он сдержал. Однако в очередном видеоролике на канале Евгения появилось не только свидетельство перевода денег «Ухте», но и новая порция критики в адрес АМФР. В частности, он напомнил, что в прошлом сезоне перестали существовать четыре команды, федерация не отчитывается перед клубами о том, куда идут взносы и т.д.

«МК» решил разобраться в ситуации и познакомить читателей с современными реалиями отечественного мини-футбола. О том, что происходит сегодня в этом виде спорта, о его перспективах нам рассказал генеральный директор МФК ЦСКА (в 1996 по 2012 гг. являлся профессиональным клубом, сейчас – любительский) и по совместительству советник президента МФК «Динамо-Самара» Олег Табунов.

— Олег Владимирович, как вы относитесь к выступлению Савина?

— Только положительно. Он затронул вопросы, которые давно назрели. Реакция Ассоциации свелась к использованию технического положения регламента, но видео Савина – это редкий пиар-ход. Ни разу еще не видел, чтобы так показывали мини-футбол изнутри, из раздевалки! Конечно, смешно, что «Ухте» был выписан штраф. Формально правила клубом, может, и были нарушены, но только в том, что у Савина не имелось при себе аккредитации. В остальном это замечательный пиар, привлечение внимания к проблематике мини-футбола.

Второе видео, уже после вынесенного КДК РФС решения, получилось ещё более резким. Но я знаком с президентом «Ухты». Он честный, достойный человек, он всегда держит слово. По сути, Евгений репортажами помог сыктывкарскому клубу. На сегодняшний день «Новая генерация» находится в плачевном финансовом положении. С КПРФ она еле игроков набрала.

Некоторые люди, как я узнал, после этого матча «сломались», получив серьезные травмы. Представляете, какая нагрузка легла на пятерых человек!..

— И все-таки о репортажах Савина. Можете ли к ним добавить что-то ещё?

— Во второй публикации в видеоблоге он рассказал про взносы, иностранцев… Есть несколько аспектов, которые он не учел. О них тоже можно рассказать. Например, система штрафов, которая существует в мини-футболе. Самый распространенный из них, с которым сталкиваемся почти в каждом туре: получение какой-то командой 4 и более желтых карточек. Денежный штраф в таком случае может достигать до 100 тысяч рублей с команды. Все соответствует регламенту, но иногда возникает впечатление, что судьи дают карточку преднамеренно. Так как судейский комитет и департамент инспектирования находятся под эгидой АМФР, мне кажется, будто арбитры ангажированы. Понимаете, получить в мини-футбольном матче 4 желтые карточки очень легко — все зависит от рефери, от того, как он видит ситуацию. Ведь это очень хорошая статья доходов. Если за весь тур команды будет набирать от 100 до 200 тысяч на наказаниях, можно представить, сколько получится в итоге.

О многих вещах Савин высказался образно. Например, про 68,5 млн. рублей с учетом взносов и платы за легионеров. Думаю, что это не конец, появятся третья и четвертая части его репортажа.

— Чем сегодня живет мини-футбол в России? Каковы его основные проблемы, на ваш взгляд?

— Проблемы начинаются со школьного уровня. Нам необходимо создавать в регионах специализированные мини-футбольные школы. Недавно состоялось совещание президентов клубов Суперлиги. Оказывается, Суперлига не является пиком пирамиды, как было раньше. Нам намекнули, что мы — «нахлебники» Ассоциации мини-футбола. Отсюда вопрос: зачем вообще нужна Суперлига в составе АМФР? Тогда давайте сделаем ее отдельным юридическим лицом для проведения соревнования, как ПФЛ, ФНЛ, РПЛ в большом футболе, а Ассоциация пусть руководит сборными, реализует проекты типа «Мини-футбол в вузы», организует чемпионаты корпоративных лиг. Суперлига же будет проводить свой турнир, и решения будет принимать президент Суперлиги, мы будем знать, на что расходуются деньги. Говорят, что денег, которые мы платим, не хватает для того, чтобы ассоциация осуществляла свою уставную деятельность. В АМФР трудятся 22 человека.

Я работал с бюджетами команд Суперлиги и могу понять: для поддержания всех видов деятельности сегодняшних денег более чем достаточно. Никаких налогов со взносов АМФР не платит, они являются пожертвованиями.

Если взять команду Суперлиги, условную «Ухту», то у нее в штате всего 20-25 человек, включая игроков и руководителей, а общий бюджет — 45 миллионов. У АМФР те же деньги, только никто никуда не ездит, нет трат на сборы, экипировку, питание, никто не летает с 22-ми сотрудниками на выездные матчи. Если денег не хватает, не надо арендовать офис в Доме футбола. Но вот что особенно интересно: на сей раз нам сказали, что АМФР предоставит отчет о тратах.

— Когда именно?

— В конце сезона. Клуб Суперлиги может запросить у Ассоциации справку о том, куда потрачены внесенные им 3.250 тысяч рублей взносов. Я не представляю себе, как именно они будут отчитываться. Лично я за то, чтобы мы платили не пожертвования, а взносы. Ведь на самом деле Суперлига – это вершина мини-футбола, где играют лучшие представители нашего вида спорта в России и даже в мире. Поэтому Ассоциация и не отказывается от клубов Суперлиги. А вы откажитесь – предоставьте Суперлиге права на проведение чемпионата России.

В свое время Константин Еременко (легенда российского мини-футбола, первый президент МФК «Динамо» и Суперлиги мини-футбола) сделал Суперлигу отдельной от АМФР организацией, ничего не скрывал, обо всем говорил открыто. Если охранник получал тысячу долларов, все было обоснованно. На что тратятся средства, не утаивалось. Теперь все происходит по упрощенной схеме. И никакой отчетности. Бумажки можно разные написать, но глубоко копать никто не желает.

Я в мини-футболе с 1992 года. Вот Савин сказал, что 20 лет мы (точнее национальная сборная) не выигрываем титулы, а тренер сборной — прежний. Получается да, 20 лет мы действительно стоим на месте. Проекту «Мини-футбол – в школу» уже 10 лет, через него прошли около 1,5 млн. мальчишек и девчонок. Из них в полную силу на профессиональном уровне заиграли единицы.

— Как реагирует РФС?

— По рейтингу УЕФА мы, оказывается, на первом месте. Наверное, сборная выполняет задачи, которые перед ней ставят. Видимо, в РФС этому рады. Вторые места занимаем, большего не просят – и хорошо. У РФС достаточно других забот.

— Но проблемы же нельзя не замечать. Как вы думаете?

— Мое видение простое: мини-футбол должен начинаться с детей. СШОР ЦСКА – единственная мини-футбольная школа в Москве. У нас учатся примерно 150 детей. Другой такой школы в нашем городе нет. Хорошо, что у ЦСКА есть свой зал, как-то выкручиваемся, можно тренироваться до восьми вечера. А у других команд этого нет. В финансовом плане мини-футбол выгоднее большого, но залов нет. Так что нам не то что бы неинтересно играть, порой просто не с кем. Мы вынуждены играть не в мини-футбол как таковой, а в силовой, связанный с большим. Происходит какая-то солянка. Из большого футбола дети приходят лучше сложенными физически, более выносливыми, а у нас силенок пока не хватает. Конечно, лучше соревноваться с теми, кто действительно профессионально занимается мини-футболом, но таких в Москве нет. Это столичная проблема. Я был недавно в Сургуте, Нефтеюганске. Там много детей тренируется, очень много залов, занятия идут с утра до вечера. В нефтедобывающих районах делается немало, чтобы люди занимались физкультурой. В столице ситуация иная. Мне представляется, что в данном вопросе надо выходить с предложениями на Министерство спорта. Если брать весь Московский регион, есть Мытищи, Щелково. Там есть залы, продолжают существовать мини-футбольные школы, хотя и у них все непросто.

— Спрос на мини-футбол есть? Дети им интересуются?

— У нас в школе девять команд по разным возрастам. Плюс группы СОГ (спортивно-оздоровительные группы). Спрос есть, он огромный. Очень много учеников пришло в этом году. Даже тренеры говорят, что тяжело работать: действительно много детей. Вопрос в другом. Многие предпочитают большой футбол. Считают, что там можно стать Месси или Роналду. Те, кто по каким-то причинам не подходят для большого футбола, приходят в мини-футбол.

— У нас и обратный пример есть. Олег Шатов…

— Да, именно. Президент «Урала» и «Синары» Григорий Иванов помог Олегу, появился классный футболист. Был разговор, что при спортивных обществах надо сделать мини-футбольные команды. Например, в системе «Барселоны» кроме футбола есть мини-футбол, гандбол, баскетбол. В одной структуре клуба находятся четыре спортивные дисциплины. Мы пошли другим путем, ведь содержать несколько команд, безусловно, очень затратно.

— Расскажите о вашем сотрудничестве с самарским «Динамо». Кстати, об этой команде упоминает и Савин в своем втором сюжете.

— Команда только создалась. Решили сразу пойти в Суперлигу. Клуб у нас амбициозный, цели перед собой ставит не на один год.

Пока основная команда базируется в Москве, в Троицке, потому что в Самаре тренироваться негде. Есть только одна «МТЛ-Арена», на которой выступают баскетбольный клуб «Самара», волейбольная «Нова» из Новокуйбышевска, кроме того, на этой арене постоянно проходят концерты. Тренироваться нам практически негде. Поэтому было принято решение, что в первый год существования команды она будет готовиться в Троицке. Но мы ездим в Самару. Местные болельщики только начинают приобщаться к мини-футболу, привыкают к нам.

— Получается?

— Да. В чемпионате «Динамо» идет на пятом месте. Думаю, при самом худшем развитии событий первый круг завершим седьмыми.

— Насколько мне удалось узнать, руководители самарского «Динамо» – выходцы из московской «Дины».

— Да, президент клуба Игорь Карпов играл в школе «Дины» и некоторое время в дубле ЦСКА. По каким-то причинам он не смог продолжить игровую карьеру, а сейчас решил просто создать команду. На таких людей надо равняться.

— Почему для приложения сил была выбрана именно Самара?

— Игорь Андреевич там работает, живет в Самаре и в Москве. Хочется показать, что в нашей стране мини-футбол существует не только на севере.

— Как вам удается совмещать работу в МФК ЦСКА и в самарском «Динамо» и при этом все успевать?

— С коллективом ЦСКА мы работаем очень давно. Люди хорошо знают, чем они должны заниматься и в какой степени могут взять на себя ответственность за решение каких-то вопросов. Действуем очень сплоченно. Я всегда на телефоне, можем посоветоваться в любой момент. Кстати, уже была практика совмещения. Работал одновременно в мини-футбольном клубе «Ямал» и в ЦСКА.

— Находите ли в таком графике место для хобби?

— Время, конечно, есть, но в основном посвящаю его футболу. Мое хобби – ездить на матчи, смотреть стадионы. Недавно был на игре БАТЭ – «Челси». Друзья из Беларуси пригласили. Во время чемпионата мира не получилось побывать ни на одной игре, но теперь съездил на матч в Питер. Хочу поехать в Краснодар, в Нижний Новгород…

— Каково ваше личное отношение к выступлению легионеров?

— Я не сторонник легионеров. Либо они должны быть игроками очень высокого уровня. Сегодняшняя наша задача – попасть в плей-офф. И мы постараемся ее решить, не прибегая к помощи легионеров.

В мини-футболе для нас не так важны натурализованные игроки. У нас появились собственные звезды – Руслан Кудзиев, Андрей Понкратов, Янар Асадов. Единственный чемпионат Европы (в 1999 году — «МК»), мы выиграли русским составом. Ни одного иностранца в сборной не было.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру