Фигурист Мозалёв угрожает одиночникам России: «В запале царапает тело»

Третий этап Кубка России по фигурному катанию показал мужские выяснения отношений

В фигурном катании с некоторых пор болельщики любят играть буквами. Соединяют их там, где – мощь и сила. Действующий чемпион Европы Дмитрий Алиев, вернувшийся после долгого отсутствия призер чемпионата мира Михаил Коляда, действующий чемпион мира среди юниоров и дебютант взрослого льда Андрей Мозалёв сошлись в «доброй, но острой конкуренции» в Сочи. Короче – АКМ от Питера.

Третий этап Кубка России по фигурному катанию показал мужские выяснения отношений

Про «добрую и острую» сказал, конечно, тренер Алексей Мишин. Вот, у кого надо многим ораторам фигурного катания поучиться изящному выражению мыслей. Мишин же лаконично посвятил журналистов в совместные планы с Михаилом Колядой, который перешел к тренеру этим летом от Валентины Чеботарёвой.  Все жизненно: мол, начали проект, рассчитанный на два года, просто составили план действий и стараемся его выполнять. 

Еще Алексей Николаевич лаконично же похвалил: «Выступлением Миши в Сочи я остался доволен. Соревнования показали: мы на правильном пути. Первый шаг сделан».

Да, стартовый шаг на этапе Кубка России принес Коляде и первую победу. Две очень красивые программы были исполнены на высоком уровне. Екнуло, правда, разок сердце: «бабочка» на акселе в произвольной программе, как плохой «привет» из проблемного прыжкового прошлого. И тренер Алексей Мишин даже поморщился. Но Михаил на элемент не «забил», повторил его в программе позже. Значит, не «привет» то был с отказом от борьбы, чем грешил Коляда раньше, а скорее – не изжитые еще отголоски этого прошлого.

Переживания еще, конечно, будут – «проект» Коляды и Профессора существует всего-то с начала лета. Поволноваться Миша уже заставил: даже не вселив надежду на возвращение на большой лед, а практически убедив в этом на контрольных прокатах, через пару недель в Питере (на контрольных же прокатах) фигурист и упал, и не обошелся без «бабочки», и допустил другие погрешности. Ошибки дружно вылились тогда в отставание от Андрея Мозалёва аж на 20 баллов. И напомнили: перестройка «организма» – это серьезно.

В короткой программе на третьем этапе Кубка России Михаил был убедителен. И каскад из тулупов 4+3, и аксель, и настрой, и воздушность конька – все было исполнено на уровень, после которого тренер даже поднял руку фигуриста в победном жесте. Судьи ответили бонусами за качество исполнения элементов.

Эта победа первого дня старта в итоге стала потом решающей для золота: и Дима Алиев, и Андрей Мозалёв пошли в короткой программе на больший риск – исполнили по два четверных. Но у первого был недокрут на лутце, а второй упал с флипа.

Произвольная программа стала битвой характеров. Коляда вновь заворожил образом и своим легким коньком. Кстати, творчество Рудольфа Нуреева подтолкнуло фигуриста и тренера даже к встрече в балетной Академии Вагановой с Николаем Цискаридзе. Костюмы самого Нуреева, рассказ о нем – Михаил лаконично замечает, что «такие вещи помогают в раскрытии образов программы». Что касается технической части, то в произвольной программе Коляда показал два четверных тулупа. Пока именно этот четверной – основа. Сальхов Михаил нарабатывает, но показывать не спешит.

А вот Андрей Мозалёв в Сочи не стеснялся. И продемонстрировал, как он умеет делать тот самый уронивший его в первый день флип, чисто исполнив в произвольной сразу и его, и еще два четверных прыжка. Именно Андрей стал первым в произвольной программе. Он набирает от старта к старту. Решает задачи тоже шаг за шагом, и его шаги становятся все более угрожающими для соперников. 

Юный Андрей, кстати, кого-то наверняка удивил словами после контрольных прокатов о том, что хочет побороться, возможно, и за первое место на чемпионате России. Но, похоже, то, что для одних – почти шутка, для других – руководство к действию. Мозалёв с тренером Кириллом Давыденко очень хорошо понимают, на что идут. И, какие уж тут шутки: три четверных в программе, которая совсем не из серии «разбег – прыжок», а целое произведение.

«Конечно, не все получилось, – посетовал Андрей после проката, – но такую программу, прямо скажу, непросто катать. В ней должны быть не просто элементы, но и образ, который хочется донести». И рассказал, что тема произвольной – сумасшествие героя, «который в запале царапает свое тело, разрывает одежду». Ох, закрутили сюжет, точно уж – не по-детски. Чтобы вызывать у зрителя более точные ассоциации, спортсмен даже поменял костюм после прокатов. 

Первое выступление после семи с половиной месяцев простоя для Дмитрия Алиева легким и не могло быть. На лед Сочи, по собственному признанию, он вышел, будучи готовым процентов на 40: травма отняла много сил, да и реабилитация оказалась длительной. И только за несколько дней до поездки в Сочи Дима восстановил четверные прыжки. «Я сам решил, надо катать короткую с лутцем и тулупом. Не все получилось, но рад, что попробовал». 

Максимально точная передача образа – то, что Дмитрия тоже волнует. Фигурист вернулся к старой короткой программе «Маскарад», с которой выступал в Пхенчхане. Говорит, что и времени на новую не хватило, и чувствовал, что два года назад не смог до конца ее раскрыть, были моменты недосказанности. «Два года назад я только перешел из юниоров, это был мой первый взрослый сезон, а сейчас я стал мудрее». И еще: «теперь я хочу в ней показать не того парня, а уже мужика». В произвольной, где выясняли отношения Коляда и Мозалёв, Дмитрий из борьбы выпал. Скажет, что «катал на характере, можно сказать, на зубах». А в спорте это ценно.

…Третий этапа Кубка России показал мужскую силу Санкт-Петербурга. И, заметим, сила эта складывается в кулак мощью и талантом разных тренеров: Алексея Мишина, Евгения Рукавицына и Кирилла Давыденко. Да, и вот еще: на новом «мундире» Алиева выбиты его инициалы, идея хореографа Ольги Глинки. Оцените порыв Дмитрия: «Мне хочется оставить этой программой отпечаток в истории фигурного катания. И на погонах тоже». У Коляды и Мозалёва инициалов на костюмах нет, но нет и сомнений, что каждый из трио хочет именно этого: оставить отпечаток в истории. Так и надо – довольствуясь малым, вряд ли дотянешься до главного.