Из-за ситуации на Украине IBU отстранил всех российских и белорусских биатлонистов от международных соревнований. И вся основа сборной России теперь представляет регионы на заключительном этапе Кубка России в Уфе и чемпионате России в Тюмени. С 12 по 16 марта Уфа проводит шесть гонок, четыре из них – мужской и женский спринт, гонки преследования – уже прошли. Остаются еще масс-старты. А на чемпионате России в Тюмени с 30 марта по 3 апреля спортсмены пробегут спринты, эстафеты, масс-старты, смешанную эстафету и сингл-микст.
Кубок мира эти выступления сборным не заменит, но выхода нет. Как нет пока и уверенности, что следующий сезон наши биатлонисты начнут как положено. Бьется наш спорт в неизвестности. Нужно и можно искать любые варианты стартов, нельзя только одно – не стартовать вовсе.
Все понимают, что, судя по происходящему сегодня в мировом спорте, возвращение России на международные старты может и не случиться в ближайшее время. Как понимают и другое: первостепенная задача – чтобы спортсмены не потеряли привычный уровень конкуренции.
«Просто тренироваться скучно, нет мотивации, день сурка», – прозвучало из уст сестер Авериных, которые только что выступили на чемпионате России по художественной гимнастике. О чем речь – даже не надо объяснять. Этот «день» опасен для всех.
И дело, конечно, не в виде спорта, хотя есть у нас и те, в которых внутренняя конкуренция просто зашкаливает, и те, где лидеры – как люди с другой планеты, на национальных стартах им по большому счету выступать скучно. В современных условиях всем придется думать: как выстраивать сетку турниров, чтобы «сурок» не возникал. Цель – сохранение боеспособной сборной. Еще цель – использовать вынужденное отлучение для повышения уровня общей «массы», подтянуть средний уровень к высшему, а низший – к среднему. Чем больше турниров – тем лучше.
Открытые чемпионаты России – это хороший путь, но, например, по тому же Уставу IBU участие в турнире больше двух стран должно быть согласовано с самим IBU. То есть с Белоруссией мы соревноваться можем, не спрашивая никого, а вот добавить еще кого-то из зарубежных соперников – это уже вопрос. Вряд ли IBU, собирающийся вообще рассматривать в ближайшее время вопрос о нашем членстве в организации, радостно закивает головой.
В Уфе и Тюмени Союз биатлонистов России ввел два зачета. Как поясняют в СБР, в этом году действует «Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по биатлону на 2022 год», по регламенту которого в стартах участвуют только спортсмены из субъектов Российской Федерации. Внутри сезона нельзя сделать всероссийские соревнования открытыми для иностранных участников. Поскольку участие белорусских биатлонистов в наших соревнованиях – форс-мажор, то пришлось изобрести Кубок Союза биатлонистов России, но фактически – это открытый зачет Кубка и чемпионата России. Потому и предусмотрены после гонок две церемонии награждения: сначала для призеров Кубка СБР, потом для призеров Кубка России или будущего чемпионата России.
Любой выход на старт сильнейших – это ожидание результата. Понятно, что всем сложно: лидерам надо было перебороть стресс, разочарование отстранения от международных стартов. Найти мотивацию. Всем – и нашим, и спортсменам Белоруссии.
Антон Смольский, который одержал в Уфе уже две победы, говорил о надеждах вернуться после Олимпийских игр на Кубок мира. «Мечтал попасть в топ-10 общего зачета. Это был бы исторический результат для белорусского биатлона».
Динара Алимбекова, победившая в пасьюте, поделилась примерно таким же настроением: не была в восторге от того, чтобы приехать в Россию посоревноваться, не готовилась дальше соревноваться, не было мотивации. «Все-таки у меня было что еще сказать на Кубке мира».
Кристина Резцова с последним высказыванием коллеги согласна, говорит, что ей тоже было что сказать на Кубке мира. Но – «нас не спрашивают, а если у нас нет выбора, то тут должна быть такая же мотивация бежать, как на Кубке мира». И пусть на Кубке России нет каких-то призовых или еще 80 человек, которые могут с тобой бороться, но «есть 50, пойди и выиграй у них, у нас обычно приезжают с Кубка мира и не выигрывают в России».
В Уфе белорусские спортсмены выглядят значительно лучше россиян. Если женская сборная может похвастаться золотом Ирины Казакевич, серебром Кристины Резцовой в спринте и вторым и третьим местами в гонке преследования (Казакевич и Резцова), то одинокая бронза Александра Логинова в спринте – все, чему могла порадоваться мужская команда. В пасьюте биатлонисты Белоруссии забрали вообще все призовые места. Даже звучит сильно.
Эдуард Латыпов после спринта для оценки собственного выступления нашел только слово «паршиво». «Что бы ни сказал – будет как оправдание. Состояние плохое, лыжи не едут. Не знаю, короче. Подошел к стойке загнанный, стоял, всего мотало». После пасьюта Эдуард сказал, что выигрывает тот, кто готов сильнее на сегодняшний день. И, хотя функционально он чувствует себя неплохо, надо «собрать» стрелковую часть.
У кого – что, но на подготовку лыж в Уфе жаловались многие, а Александр Логинов, который бежал на чужих лыжах, сказал, что вообще не знает, где находятся его собственные.
Команда Белоруссии прямо из олимпийского Пекина уехала на сбор в Рамзау для подготовки к мартовским этапам Кубка мира. А в Уфу прилетела и с собственными лыжами, и с полноценным сервисом сборной, и лучшим инвентарем. Чего не скажешь о наших спортсменах: после Пекина разъехались по домам, лыжи сборной остались в Москве, сервис – у каждого региона свой.
Поэтому и приходится кому-то, как Виктории Сливко, самой выбирать лыжи и обкатывать: «у нас мало сервиса в Тюмени». А кому-то, как Даниилу Серохвостову, вообще почувствовать себя бомжем: «Моя новосибирская команда не приехала, я здесь как бомж: лыжи делает одна команда, пристреливает – другая».
Наверное, это, пусть и не стопроцентное, но какое-то оправдание результатов. Хотя, как бы там ни было, проигрыш всего пьедестала в пасьюте – большая неожиданность. Назовем это так, учитывая форс-мажорные обстоятельства самого турнира. А вообще-то – ближе к шоку.
С победителем и спринта и гонки преследования Антоном Смольским – все понятно. Проводит сильный сезон, на этапе Кубка мира в Рупольдинге завоевал две бронзы. А вот серебряный Дмитрий Лазовский находится в пятом десятке общего зачета Кубка мира, а Никита Лобастов – аж на 74 позиции. Но они на пьедестале, а наши – вне топ-3.
Лучший результат среди россиян показал Карим Халили (он и стал победителем Кубка России, хотя сам такой победе вовсе не рад), финишировал на четвертом месте. Даниил Серохвостов – восьмой, Евгений Гараничев – девятый, Эдуард Латыпов – десятый, Антон Бабиков – еще пять мест в плюс, а Александр Логинов – двадцатый.
Впрочем, все дружно верят и говорят – к чемпионату России в Тюмени и скорость должна прийти, и лыжи нужные приехать. Но этот вопрос: почему все складывается в Уфе для российской сборной именно так, – первый мощный урок открытых чемпионатов. Легкой прогулки на своих лыжне и стрельбище не бывает, это все же биатлон. Да и просто спорт.
Перед открытым чемпионатом России тренерам и спортсменам придется поднапрячься и с морально-волевыми качествами, и с вниманием к инвентарю. А потом и не только перед чемпионатом России. Когда говорят, что приглашенные на турнир коллеги нас «просто выносят», это хороший пинок для ускорения.