Россия встает под парус

Россия встает под парус
Наша встреча с исполнительным директором Всероссийской Федерации парусного спорта Оскаром Конюховым состоялась в здании Олимпийского комитета РФ в день, когда был избран новый руководитель ОК РФ Александр Жуков. Неудивительно, что разговор начался именно с этой темы.

Сегодня было принято важное решение — отмечает Оскар Федорович, мы надеемся, в том числе и для дальнейшего развития парусного спорта в стране будут созданы благоприятные условия.

В России сейчас три структуры, которые занимаются развитием спорта: Министерство спорта, Олимпийский комитет и Федерация (в данном случае парусного спорта). На наш взгляд, Сборная команда России по парусному спорту должна полностью находиться в ведении Министерства спорта и финансироваться по линии Министерства спорта в полном объеме. Сейчас же ситуация такая, членом сборной команды России, занимается и Региональная федерация, и Всероссийская федерация, и Министерство спорта, и т.д. Таким образом, Федерация, вместо того, чтобы заниматься развитием детского спорта, который является базой и фундаментом будущих чемпионов и побед, латает финансовые бреши, которые Министерство не закрывает. У нас сегодня нет ни одного спортсмена, у которого календарь по сборам и соревнованиям удовлетворен на 100 процентов. Ему надо поехать на 30 соревнований в год за рубеж, причем это Новая Зеландия, Австралия, США, Канада, а по линии Министерства он может поехать только на 10 и то только в Европе, а 20 остальных закрывает Всероссийская Федерация Парусного Спорта, региональные ФПС... В итоге происходит недофинансирование детских школ, детских соревнований, всероссийских соревнований. Основной состав сборной команды по парусному спорту в 10 Олимпийский классах – 50 человек. Сложно поверить, что Государство в лице Минспорта не может профинансировать первых номеров сборной, которые представляют нашу страну на международных соревнованиях в полном объеме.

Федерация парусного спорта (как и большинство федераций) ни рубля не получает от Министерства спорта напрямую. Мы — общественная организация. Они — государство, они напрямую нас не финансируют. Минспорта финансирует соревнования сборной команды, выезды за рубеж и т.д. Поэтому все, что мы приобретаем, зарабатываем, — это спонсорские контракты, попечительский совет, меценаты, продажа рекламы на парусах, на бортах яхт, членские взносы. Бюджет не колоссальный, но еще раз говорю, деньги все, которые мы привлекаем, мы привлекаем за счет своих ресурсов. Стоит отметить, что в России занимается порядка 25 тысяч человек парусным спортом активно, основная сборная команда у нас 50 человек. Мы считаем, что если человек вырос до члена сборной команды, то он должен быть на полном гособеспечении: материальная часть, календарь соревнований, стипендия, страховка и т.д.

― Вы надеетесь, что с приходом г-на Жукова ситуация изменится?

Мы рассчитываем, что система взаимодействий ОКР, Минспорта и Федераций будет изменена. Сейчас взаимодействие очень ограниченное. Очень хочется, чтобы гос чиновники пошли в народ, а именно встречались с первыми номерами сборной, с тренерами по классам. Нужен диалог между спортсменом и государством, которое он представляет на Олимпиаде или Чемпионате мира. Федерация готова инициировать это общение. С этого года Россия - Олимпийская держава, мы получили флаг в Ванкувере. Парусный спорт — это летний вид спорта, но в Сочи находится центр парусной подготовки и развитие Сочи помогает развитию парусного спорта. Сейчас, центральный порт в Сочи трансформируется в большую марину. Инвесторы предложили создание первого такого большого яхт-клуба на юге страны, который может принимать крупные соревнования, сотни иностранных яхт. Почему нам это выгодно? Потому что сейчас почти все яхт-клубы частные, они небольшие и проблемы этих яхт-клубов не слышны в масштабах страны. А проблема основная - у нас по-прежнему закрыты внутренние водные пути для судов под иностранными флагами.

― Как я понимаю, эта проблема активно решается с прошлого года?
 

Да. У нас в стране 7 тысяч парусных яхт, а в Швеции порядка миллиона яхт, в Финляндии - 60 тысяч. Мы рассчитываем, что с открытием границ эти лодки пойдут в нашу страну и это будет способствовать развитию яхтенной инфраструктуры. Всероссийская Федерация Парусного Спорта активно взаимодействует с комитетом по транспорту в Государственной Думе, с Министерством транспорта, с Министерством спорта – на всех уровнях у нас поддержка и есть уверенность, что уже в этом году запрет будет снят.

Для нас это одна из ключевых сложностей, которые мешают парусному спорту. Сейчас во Владивостоке  проходит выставка катеров и яхт, проводят наши коллеги — Федерация Приморского края. К ним пришли яхты из Малайзии, Тайваня и они не смогли принять участие, потому что яхты зашли в порт, а вот дальше пройти во внутренние водные пути не смогли. Федерация парусного спорта Приморского края и Оргкомитет не получили иностранных участников, иностранные участники получили негативный опыт от прихода в Российскую Федерацию, Владивосток получил еще один негативный камень в свой огород. С этим нужно категорически бороться, потому что Федерация парусного спорта планирует в 2012 году, во время Саммита, провести там крупное международное соревнование, где будут принимать участие порядка 100-150 яхт, начиная от Австралии и заканчивая Тайванем и Малайзией. Рассчитываем, что первые лица государства будут давать старт этой регате.

― Чем отличается стартовавший парусный сезон от прошлогоднего?

Отличается тем, что больше людей стало выходить на воду. Парусный спорт развивается. В этом году на открытии сезона Клязьменское водохранилище в Подмосковье напоминало Женевское озеро, вся акватория была забита парусами. Это говорит о том, что парусный спорт развивается, в каждом яхт-клубе появляются инициативные группы. Наша задача — помогать в создании необходимых условий для развития парусного спорта, помогать с материальной частью. Например, в первом квартале этого года мы передали в регионы 75 швертботов «Оптимист».  

― Какие основные соревнования этого года вы могли бы выделить?

Для ВФПС важно каждое соревнование, будь то регата на Останкинском пруду в Москве или трансатлантическая регата с участие российских экипажей. Из всероссийских соревнований хотел бы выделить «Кубок залива Петра Великого» в г. Владивосток. Соревнование интересно тем, что оно проходит в открытом море,  в Японском море, что для нашей страны редкость. «Паруса Белых ночей» в г. Санкт-Петербург. Это матч-рейс первого грейда, на него приезжает много иностранных яхтсменов, потому что победа на первом рейде дает очень высокий рейтинг в общем зачете. Потом будут «Алые паруса», после чего будет Питерский экономический форум и Федерация проводит там регату для участников форума. В Тольятти будет проходить в сентябре чемпионат России в олимпийских классах, это тоже продукт Федерации. В прошлом году Чемпионат проходил в Анапе, в этом году мы приняли решение поддержать Тольятти, там открывается крупный яхт-клуб “Дружба” и в рамках открытия клуба пройдет чемпионат России на Волге. Еще мы хотим сейчас учредить всероссийскую регату, называется “Паруса России”, 12 июня в день России, все наши федерации, у нас их 30 на сегодняшний день, выводят весь свой флот на воду и проводит некий фестиваль. Если мы хотим привлекать людей в парус, нужна наглядная агитация.  

― Вы вспоминали Владивосток, Питер, Сочи. Какие еще регионы России являются законодателем мод, достаточно мощными с точки зрения развития парусного спорта?

Все зависит от акватории. Например, Екатеринбург, там нет большой воды, но есть небольшая акватория, где очень сильно развиты матч-рейсы и люди, которые там гоняются, они входят в десятку мирового рейтинга на сегодняшний день. Если мы говорим про большую воду, это Приморский край, Калининград, Санкт-Петербург. В Сочи находится центр олимпийской подготовки, несмотря на то, что там сложные ветровые условия. В этом году центру исполняется 30 лет, он был открыт под Олимпиаду 80-го года, это тоже площадка, где мы активно развиваем парус.

Также есть несколько регионов на Волге: Волгоградская область, Тольятти, есть вода в Красноярске, в Новосибирске, в Архангельске. По Черному морю кроме Сочи есть еще Анапа, Геленджик, Новороссийск, где регулярно проводятся регаты. То есть  там, где есть вода и где есть активные инициативные группы, везде наблюдается достаточно мощное развитие парусного спорта.

― Парусный спорт - это очень дорого?

Пусть ваш читатель позвонит в теннисную школу или в школу хоккея и спросит, сколько стоит там обучение и все будет понятно. У нас в Москве сейчас 14 детских парусных школ, 10 из них бесплатно обучают, а самая дорогая цена ― это 5 тысяч рублей в месяц с ребенка. А отдать ребенка в хоккей ― это 1000 долларов в месяц минимум. Просто надо понимать, что есть элитный парусный спорт Volvo Ocean Race, America's Cup, TP52, RC44, где гоняются короли и очень богатые люди. А есть массовый спорт. В этом году Федерация закупает 100 лицензионных лодок  “Оптимист” у подмосковного производителя. Мы закупаем и передаем в региональные федерации, в региональные детские парусные школы. Вот инвестиции в лодку ― 70 тысяч рублей, она будет служить 3 года, эта лодка будет задействована в клубе: понедельник-среда-пятница с одним ребенком, вторник-четверг-суббота ― со вторым, утром ― первая группа,  вечером ― вторая. То есть там может заниматься порядка 4 групп детей абсолютно свободно. Любой спорт ― да, это материальная часть, безусловно, она требуется, но я считаю, что парусный спорт в России совершенно доступен.

― Как я понимаю, яхт очень большое количество классов, видов. Ваш совет начинающим: с какого возраста отдавать в парусный спорт, с какого класса начинать?

Традиционно это швертбот одиночка “Оптимист”,  размер лодки 2 метра 30 см, у нее один парус и это базовый класс для начинающих. Заниматься можно, начиная с 5-6 лет и до 12-13 лет.

― А дальше?
 

Человек приходит в школу и ему там предложат несколько видов яхт  — Кадет, 420 , Лазер, стоит отметить национальный класс эМ-Ка. У нас в России объективно есть всего 2 национальных класса (нац. класс: спроектирован, производится и культивируется на территории данного государства). Во Франции свыше 20 национальных классов, к этому нам нужно стремиться. Там же во Франции парусный спорт преподается на уроке физкультуры в образовательной школе, как у нас зимой лыжи. Стоит отметить, что парусный спорт позволяет заниматься семейным экипажам: дед, отец, сын.  Такая преемственность поколений есть не в каждом спорте.

― А где получить информацию о парусном спорте по своему региону? Где занимаются, какие есть клубы?

На сайте ВФПС - www.vfps.ru. У нас есть подрубрика “Региональные федерации”, у них есть свои сайты, размещена информация, куда пойти учиться, есть описания яхт, есть календарь соревнований.

Олимпиада в Лондоне уже совсем скоро. Есть ли план медальный у Федерации?

У нас парусный спорт имеет 10 олимпийских классов. Мы рассчитываем в дисциплине женский матч-рейсе взять серебряную медаль и в нескольких других классах — бронзу. На данный момент так решил тренерский совет. Хотя у нас ежегодно пересматривается эта комплексно-целевая программа. С учетом того, что у нас Екатерина Скудина на прошлой неделе стала чемпионкой Европы, возможно тренера с «серебра» поднимут планку на «золото».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру