Виктора Тихонова, которому вчера исполнилось восемьдесят, Путин принял в своем кабинете. Заслуженному тренеру совсем не пришлось ждать, как это нередко случается с гостями Ново-Огарева: Путин отложил запланированную встречу с руководством “Дженерал электрик” и совещание по бюджету и, вопреки первоначальным планам, принял Тихонова первым. Когда тот вошел в кабинет, ВВП уже ждал его, стоя рядом с приготовленными подарками — огромной правительственной грамотой “За развитие отечественного спорта” и еще более впечатляющей размерами книгой в кожаном переплете под названием “Россия и ее великая судьба”. “Вы действительно сделали многое для ее величия”, — объяснил значение подарка Путин.
Затем он пригласил юбиляра присесть — для разговора.
— Чем вы сейчас занимаетесь? — завязал беседу премьер.
— Пока на даче — сейчас перерыв, а после начну восстанавливать ЦСКА.
Оценив результаты клуба как “хорошие”, Путин сменил тему: “Хотел бы поговорить не только о ЦСКА, но и о сборной. Что нужно сделать, чтобы добиться результата, который ждут болельщики?”
Он спросил это у Тихонова как у одного из самых заслуженных тренеров, а в прошлом — и игроков страны. И тот скрывать проблем не стал.
— Я уже докладывал то, что сейчас вкратце скажу, на исполкоме (Федерации хоккея. — “МК”), — начал он. — И я был там единственным, кто высказал негатив по поводу выступления нашей команды. Так вот, у меня есть ряд замечаний к тренерскому штабу.
Тихонов имел в виду, естественно, наше второе место на чемпионате мира. Претензии к нынешним тренерам сборной возникли у него, по собственному признанию, уже давно. “Я после Олимпиады еще сказал, что этот штаб не справится, — напомнил он. — Но мы не учли ее уроков!”
Свой монолог Тихонов (похоже, в соответствии с фамилией) произносил настолько тихо, как будто секретничая, что до журналистов, стоящих поблизости, долетали далеко не все фразы. Впрочем, Путин слышал все и иногда кивал.
— Вторые или даже третьи лица нас обыграли! — переключился тем временем обратно на чемпионат мира тренер. — А ведь наш состав был самым сильным — все специалисты говорили, что мы фавориты номер один…
Поэтому вина тренерского штаба очевидна, подчеркнул Тихонов. Второй главной проблемой сборной и нашего хоккея вообще он назвал переизбыток легионеров. “У нас их 140 играет! — заявил он, имея в виду, очевидно, все команды, участвующие в чемпионате России. — Вашу позицию на этот счет я знаю…”
— Я говорил об этом применительно к футболу, но разницы никакой, — подтвердил премьер.
— Так вот, все иностранные команды приглашают молодых, а мы молодежь не ставим, — продолжил окрыленный его поддержкой Тихонов. Тут-то как раз и выдал прогноз, что “до Олимпиады не дотянем”: “Если треть нынешнего состава сохранится — и то хорошо!”
Члены исполкома федерации не нашли, что ответить на подобные замечания, закончил обличительную речь Тихонов. Не прокомментировал услышанное и Путин — во всяком случае, при журналистах (еще минут десять собеседники провели наедине). Но ясно, что пропустить мимо ушей слова человека, который трижды приводил национальную сборную к победам на Олимпийских играх, восемь раз — на чемпионатах мира и тринадцать раз — на первенстве Европы, премьер просто не мог.