Едва ли не каждая сборная показала на Кубке мира-2010 свой потенциал. Уже примерно ясно, на что способны четвертьфиналисты, — будь это Аргентина или Германия, Уругвай или Голландия. Бразилия же — по-прежнему загадка. В тех матчах с ее участием, что уже были сыграны в Южной Африке, мы увидели четыре разные команды.
Против КНДР вышла сборная, успевшая победить с Дунгой и на Кубке Конфедераций, и на Копа Америка, — но взволнованная от того, что ей предстоит стартовать в роли главного фаворита мундиаля. Привычный статус, спору нет, но едва ли не все в бразильской сборной, за исключением звезд “Интера”, были недовольны своим сезоном в клубе. Практически все не имели победного опыта чемпионатов мира. Отсюда и нервы, и желание доказать, что Бразилию нарекли основным фаворитом по праву.
Против Кот-д’Ивуара играла уже другая команда. Раскрепощенная, успокоившаяся после стартовой победы. Проблески истинного величия в ее игре не были единичными всполохами. Разве что любителей карнавала смущала излишняя приземленность пентакампеонов. Достигшая абсолютного максимума в следующем матче — с Португалией.
Бразильцев ничья устраивала совершенно, португальцы были рады такому исходу встречи ничуть не меньше — и в неспешном катании мяча по полю победила не дружба, а расчетливость. И в этой встрече опять отсутствовала возможность оценить качество игры желто-синих. Стало казаться: Аргентина лучше своих заклятых соперников-соседей, Голландия не хуже, а Германия и вовсе играет в Южной Африке в более бразильский футбол, чем сами бразильцы.
Но стоило начаться плей-офф, как Бразилия потянулась большой сильной кошкой, стряхнула с себя остатки сна и показала когти. Включив настоящий форсаж не более чем на четверть часа игрового времени, обеспечила себе комфортные 3:0 на табло — сэкономив себе при этом и силы, и эмоции. И стало страшно: если эта команда, играя не более чем в половину своих возможностей, громит крепких чилийцев, что же нам ждать дальше? Когда у Дунги на пути встанет настоящий соперник, потребующий полной мобилизации сил?
Похоже, это действительно будущий чемпион. И похоже, что Дунга это понимает. Чем иным объяснить его длинную реплику в адрес великой сборной-1970, считающейся лучшей за всю историю чемпионатов мира? Тренер сказал, что телевидение показывает лишь фрагменты игры той команды, а мы, мол, играем ничуть не хуже.
Дунга всегда относился к критике в свой адрес без особых эмоций. Его в начале работы со сборной задевали все подряд, включая президента страны, — он делал то, что считал нужным, и не обращал на свист никакого внимания. Когда пришли первые результаты, тренер начал вести себя более агрессивно — утверждая, что главное в футболе счет, а не зрелищность. Сейчас же Дунга готов замахнуться на многолетние святыни бразильцев — не только поставив себя и свою команду вровень с его великими предшественниками, но и навязав Бразилии принципиально иной игровой стиль.
В стране его по-прежнему критикуют. Как до этого критиковали каждого из тренеров сборной. А он уже наслаждается ситуацией: отвечая на логичный вопрос о своем будущем (контракт истекает после чемпионата мира) — мол, пока не время, еще не решил. Наверняка Дунга хочет остаться в сборной, просто сейчас, имея все козыри на руках, он ждет, чтобы не он сам об этом сказал — а чтобы его начали просить.
Что ж, он это заслужил. Так по крайней мере думают здесь журналисты, отдавая должное человеку, который не испугался идти наперекор критике и стереотипам. Дунга приехал в ЮАР побеждать, а не веселиться.
И пока это у него хорошо получается.