Города Горское и Золотое 24 июня полностью освобождены силами войск РФ и ЛНР. Военнослужащие ВСУ массово сдавались в плен. Сейчас военнопленные доставлены в Луганск. Все еще немного перепуганные, совершенно не похожие на бравых воинов, эти люди признаются, что до сих пор не могут поверить, что им не только сохранили жизнь, но и предоставили нормальные условия.
На вопросы прессы поначалу отвечают с опаской, в процессе часового разговора немного раскрепощаются.
Ярослав Сакалош, военнослужащий 24-й отдельной механизированной бригады, рассказывает, что был мобилизован в первую волну. В гражданской жизни был простым строителем. Так как в военном билете у мужчины значилась воинская специальность «повар», его судьба была определена.
- Мне пообещали, что я буду просто готовить еду. Я сразу сказал, что не хочу брать в руки оружие, - объясняет мужчина. - Потом оказалось, что меня обманули. Отказывался до последнего.
Иван Романюк, обычный ветеринар, отец троих детей, по решению украинских военачальников, стал санитаром-стрелком.
- Мне объяснили, что медиков в подразделениях не хватает, а я могу сделать укол и рану перевязать, если надо. Вот и записали в санитары.
Все истории похожи. По словам военнопленных, никакого обучения после мобилизации с ними не проводилось. Азы военной науки постигали в процессе. По причине того, что в последнее время полностью были лишены связи, о происходящих событиях толком ничего не знали. Когда силы Народной милиции ЛНР взяли группировку в окружение, командование потребовало от обычных вояк не сдавать оборону. Уже понимая, плачевность своего положения, они продолжали выполнять приказ.
- Мы хотели и раньше сдаться, - признается Ярослав. - Но мы боялись, что нам не дадут это сделать русские и просто убьют всех. Именно так нам говорило командование. Отступать на свою сторону тоже не могли, так как расстреляли бы свои же.
Когда стало понятно, что возможности держать оборону больше нет, командиры без предупреждения просто бросили подчиненных. Умирать непонятно за что в планы защитников Украины явно не входило и на свой страх и риск они сложили оружие. Теперь уже эти люди понимают, что это было единственно верное решение.