Литературная мистификация или героическая судьба?

Литературная мистификация или героическая судьба?

Самый польский индеец

Сат-Ок по-индейски значит «Длинное Перо». Это имя маленький индейский мальчик - ути - завоевал в жестокой схватке с могучим орлом. А еще он был сыном вождя индейского племени шеванезов и польской революционерки...

В 70-е годы мальчишки зачитывались его автобиографическими книгами "Земля Соленых Скал", «Таинственные следы», «Белый мустанг», «Сыновья Великого орла», «Свой среди чужих»...

Прежде всего они притягивали тем, что человек рассказывал о себе, сам был мальчишкой в тот период, о котором писал, и все это было рядом, еще несколько десятилетий назад. А настоящий индеец жил в соседней Польше и даже мог приехать к нам в гости... За книгами Сат-Ока выстраивались очереди в детских бибилиотеках. А диафильм о приключениях маленького индейца и его матери в Канаде и в Польше стал большим дефицитом

Сейчас его книги, к сожалению, можно найти только в букинистических магазинах или в электронном виде. Сат-Ока почему-то перестали издавать в России. Но для любителей жанра он остается настоящей легендой. А в его жизни там много тайн и загадок, недомолвок и настоящих подвигов, что он и сам, похоже, не всегда знал, где вымысел, а где правда. Жаль, что его судьба пока не заинтересовала кинорежиссеров. Фильм мог бы получится захватывающим и необычным.

Многое Сат-Ок не рассказывал в своих книгах Это было опасно, да и никто бы такое не напечатал. Но теперь, по прошествии стольких лет, его судьба только начинает нам открываться...

Осенью 1908 года отряд охотников обитавшего в Заполярной Канаде индейского племени шеванезов наткнулся на лежавшего посреди болота белого человека...

Это была 28-летняя Станислава Суплатович, сбежавшая со своими друзьями из ссылки в Сибири и перебравшаяся на американский материк. К сожалению, все ее товарищи погибли. А сама Станислава была еле жива: обморожена, голодна, практически без сил. Да еще непривычные для индейцев белые волосы. Не мудрено, что они ее приняли за старого человека.

«Старый человек стоит на дороге, ведущей к Солнцу. Он мудр, ибо знает тайны ушедших предков», - гласит первый непреложный закон индейцев. Второй звучит примерно так: «Помоги попавшему в беду, тогда духи, живущие на небе и земле, не оставят тебя своей заботой».

Командовал охотниками молодой индейский вождь Высокий Орел. Он сам решил заняться незнакомцем. И каково было удивление шеванезов, когда они поняли, что перед ними женщина. Глядя на ее светлые волосы, Высокий Орел заявил: «Ее имя отныне Та-Вах - Белая Тучка. Она - гость и находится под моей защитой».

Через много лет Станислава расскажет своим детям, что она родом из далекой Польши, из хорошей дворянской семьи. Но как это было обычно в то время, девушка увлеклась революционными идеями, желанием добиться свободы своей страны от Российской империи.

А потом была революция 1905 года, разгон демонстрации и долгий путь в ссылку на Чукотку. А потом побег. Мужчины оберегали свою единственную подругу-полячку, а сами гибли один за другим. Переправиться им помогли чукчи, симпатизировавшие ссыльным. До Берингова пролива добрались единицы. А встречи с индейцами, жизнь среди которых продолжалась для нее 30 лет, дождалась она одна.

Помог ей бежать, но пот ерялся в Сибири ее любимый человек — Георгий Пашковский. Через много лет сын Станиславы найдет его могилу где-то под Владикавказом, почти случайно. Станислава не знала, что ее жених погиб еще в 1918 году. В самом начале гражданской. Она никогда, ни на минуту не могла себе представить его мертвым. Твердила только: «Боюсь, что Георгий забыл меня. Встретит - не узнает...»

Мужем Белой Тучки стал храбрый и справедливый Высокий Орел. Затем у нее родилось трое детей. Два мальчика и девочка. Младший - Сат-Ок, первый и единственный шеванез, появившейся на свет с голубыми глазами и золотистыми, как лен, волосами.

В пять лет братья друг за другом отправились в лагерь Молодых Волков. Там малыши одни, без родителей, жили в лесной чаще под присмотром лишь строгого наставника. Питались тем, что добывали сами.

А потом от случайно попавших в лагерь охотников Белая Тучка узнала о больших перемепнах, которые произошли в мире, о Первой Мировой войне, об Октябрьской революции, независимости Польши...

И печаль поселилась в сердце Белой Тучки, оно разрывалась между семьей, новым домом и любимой родиной, которую женщина так давно не видела.

Высокий Орел был мудрым человеком. Он прекрасно понимал, что происходит с женой. И сам предложил ей съездить в Польшу, чтобы самой узнать, что стало с ее страной. И в возрасте 50 лет все-таки вернулась. Вместе с ней поехал и 16-летний Сат-Ок - Длинное Перо, «охотник, чьи стрелы всегда достигают цели». Вскоре эти стрелы ему понадобились.

Станислава выбрала не самое лучшее время для возвращения. 1937 год. В стране экономический кризис. Со дня на день ожидалось вторжение фашистской Германии.

Для мальчика вообще все увиденное было потрясением. «Мертвая земля, мертвые деревья, железные и каменные ловушки, куда попадают люди... Для охотника здесь нет доброй добычи» - так он воспринял Европу. Но ради мамы юноша был готов на все. Так его воспитали индейцы..

Станислава сразу устроила мальчика в школу. За два года он смог получить начальное образование, несмотря на насмешки ребят, которые были гораздо младше.

После оккупации молодого индейца, как расово нечистого, арестовало гестапо. Он попал в тюрьму. Религиозные обычаи шеванезов запрещали мужчинам стричь волосы. И длинные светлые локоны Сат-Ока стали для фашистов развлечением. Они наматывали их на руки и рвали с кровью. Пока соседи по камере не наточили ложки и побрили его наголо. Сам он это сделать не имел право. А через пару месяцев Сат-Ока отправляют в один из самых страшных концлагерей — Освенцим.

По дороге юноше и его новым друзьям удалось бежать из вагона в Борковицкие леса. Так Сат-Ок стал партизаном и бойцом Армии Крайовой. Но к огнестрельному оружию он так и не привык. В лесу Длинное Перо сделал себе лук и воевал с фашистами с его помощью. Впрочем, его меткая стрельба очень помогала партизанам. Он бесшумно снимал часовых, открывая отряду дорогу для нападений.

А его излюбленным оружием стал короткий индейский нож, с ручкой, покрытой мехом.

Дальше его реальная и официальная судьба несколько отличаются.

Во всех «книжных» биографиях рассказывается, что после освобождения Польши советскими войсками он стал бойцом польского народного войска и был направлен в военно-морской флот. А после демобилизации Суплатович остался в Польше и его судьба сложилась благополучно. Он получил техническое образование, работал механиком на торговом флоте.

Ну, а матери Сат-Ока, той, о которой в племени шеванезов уже сложены легенды, Станиславе Суплатович, обосновавшейся в Кельцах, правительство Народной Польши определило пожизненную пенсию за политическую деятельность в 1905 году.

Сат-Ок так и остался индейцем. Во время своих заокеанских плаваний он всеми силами пытался узнать, что стало с его отцом и племенем. Так он узнал, что его старший брат Танто погиб во время одной из вооруженных стычек с белыми еще в 1947 году, были убиты сестра Тинагет, и ее муж и друг детства Станислава — вождь могавков Дана Игла... Сестра была активной участницей индейского женского движения. Она была убита и сожжена в машине в окрестностях Монреаля. Трое детей остались сиротами. А отец до 90 лет продолжал водить племя, кочуя в окрестностях Медвежьего озера...

Параллельно с океанскими походами Суплатович стал записывать истории из своего детства, которые то и дело всплывали в памяти. Так постепенно он стал известным в Польше, а потом и в других странах писателем. Не раз приезжал и в Россию.

Предисловие к его первому советскому изданию «Земли соленых скал» написал Лев Кассиль, восхищавшийся судьбой и силой духа «польского индейца».

Все это так. Но перед тем, как все действительно наладилось, Сат-Оку, а теперь Станиславу Суплатовичу, пришлось еще раз попасть теперь уже в советские лагеря за службу в Армии Крайовой.

Но это не последняя нестыковка. Во многих статьях упоминается, что его мать погибла в Освенциме. А кому же тогда платили пенсию до середины 60-х годов прошлого века?

Есть и еще один странный эпизод. Сам же Суплатович рассказывал, что его брат погиб в бою в 1947 году. Но в 1958 году, как описано в статье в центральной российской газете, он приплыл в Канаду на сухогрузе «Болеслав Храбрый», где встретился с братом Танто!..

В статье подробно описывается их встреча. А потом они идут по улице и из проезжающей машины обоих обстреливают. Танто убивают, а Сат-Ок получает сквозное ранение в грудь.

«— Это скинхеды, — тихо сказала пожилая чернокожая женщина. — Бритоголовые… Я их узнала…». Потом прибегают моряки, спасают Сат-Ока и отвозят его сначала в больницу, а потом на корабль, поскольку на берегу ему продолжает грозить опасность.

История красивая, но мало похожая на правду и отдающая политическим заказом. Суплатович действительно был очень уважаемым индеанистом, которого хорошо знали во всем мире.

Но сами же индеанисты утверждают, что его биография — хорошо выдуманная история. А в книгах очень много нестыковок, на которые нередко обращали внимание специалисты.

Например, хотя Сат-Ок довольно подробно описывает быт племени шони (шеванезов), упоминаемые им слова языка шони («мокве» — медведь, «вабассо» — кролик и др.) относятся к соседним алгонкинским языкам, тогда как в современном шони вместо них используются другие слова.

Индеанисты утверждают, что вся биография Суплатовича — хорошо продуманная мистификация, которая всех устраивала.

Сат-Ок чистокровный поляк, родился в Польше под Сандомиром. Скорее всего, в юности был увлечённым индеанистом, а во время Второй Мировой нетрудно было выдать себя за кого угодно. Напридумывать сказочную биографию и пересказать ее польским партизанам, вряд ли представляющим о чем идет речь, подготовленному человеку тоже было легко.

Когда начали выходить книги с ошибками: историческими, этнографическими, лингвистическими с польскими индеанистами у Сат-Ока стали появляться проблемы. По мере развития движения и приобретенных знаний, несуразицы из его книг и рассказов стали вылезать одна за другой.

А последней каплей стало то, что Сат-Ок выдал себя за прямого потомка действительно великого индейского вождя Текумзе. Документально подтверждено, что оба сына Текумсе погибли у Ва-па-ку-не-та.

Станислава Суплатович (1881–1963), — жительница города Кельце, член партии Социал-демократия Королевства Полького и Литвы (СДКПиЛ) – наиболее «правильной» с большевистской точки зрения социалистической партии Польши, – сослана около 1906 г. на Чукотку (поселок Св. Лаврентия), откуда бежала в Америку. Персональная пенсионерка, ум. в 1963 г.

Маршрут ее побега, изложенный в 70-е годы в наштх книгах, по меньшей мере выглядит странно. Планируя добраться до Калифорнии, она движется в сторону реки Маккензи с помощью индейцев-тлинкитов — что тоже нонсенс! Маршрут: А дальше начинает петлять по рекам, накрутив лишние полторы тысячи километров.

В 1938–1939 гг. — Станислав Суплатович находится в интернате при Радомском монастыре, а потом работает на местном почтамте. В 1940 г. его арестовывает гестапо. Через год он совершает побег и оказывается в партизанском отряде «капитана Лёньки» до недавнего времени подполковника в отставке С. Ф. Лесниковского, жившего после войны в Житомире. В отряде Суплатович был до 1944 года. Его там прозвали «Казак». Имеет несколько польских боевых наград, включая медаль Войска Польского, Крест Армии Крайовой и другие. Затем шесть лет служил в польском ВМФ.

В том, что Суплатович воевал, сомнений не было ни у кого...

Его заслуги и просветительская деятельность Суплатовича были так велики, что разоблачать его мистификацию (если она действительно была) не стали. Он так и остался одним из самых уважаемых индеанистов страны и жил с любимой собакой и множеством кошек, которых собирал по всему городу.

До самой смерти 3 июля 2003 года Сат-Ок Суплатович жил в городе Гданьске на аллее Войска Польского. Существует музей Сат-Ока в Тухоли. Официальный сайт Сат-Ока http://www.sat-okh.art.pl/las.html

В прошлом, 2010 году американский публицист и журналист Стивен Глантц, лично знавший Сат-Ока и его боевых товарищей по партизанскому отряду - Рихарда Выховски и Барбару Зелт, партизана и курьера — написал книгу «Как герой, возвращающийся домой. Повесть, основанная на подлинной истории Сат-Ока, шауни Черной Реки». Глантц утверждает на основе американских архивов, что Сат-Ок родился на берегу реки Макензи в индейском типи и был сыном вождя клана Совы Леоо-Карко-Око-Маа (по другим источникам Высокого Орла и польки Станиславы Суплатович. Именно в этой книге утверждается, что Высокий Орел был сыном вождя Черное Копыто, который в свою очередь являлся внуком легендарного Текумзе (1768-1813 гг.), духовного и военного лидера, пытавшегося объединить индейские народы и создать независимое индейское государство. Мистификации продолжаются?

просмотров: 22530



Комментарии пользователей

  • Гость
    -4

    Весьма неправдоподобная история. Красивая сказка для подростков, играющих в индейцев.

    4 апреля 2011 в 13:52 Ответить
  • Ваше имя
    6

    Это правда. Я - родственница Георгия Пашковского. Вся эта истории - истории моей семьи. Если интересно автору поста, мой адрес: irinatikhonov@rambler.ru

    7 июня 2011 в 02:48 Ответить
  • Ваше имя
    2

    http://the-indians.narod2.ru/sat-ok/sat-okvoprosi_biografii/ и вообще надоели доморощенные умники, паразитирующие на чужих заслугах.

    17 ноября 2011 в 23:14 Ответить
  • Ирина Зубкова
    10

    Что-то мне кажутся сомнительными предположения о том, что всё это мистификация. Доказательства у автора заметки странные и слабые: слова, понимаете ли, в современном языке этого племени "не те" (а сто лет назад какие были?), маршрут "нелогичный" (ага, ссыльной полячке, которая бежала из Сибири через Берингов пролив, как раз было дело до логики; у нее, вероятно, должна была быть куча карт, компасов и GPS-навигаторов), не те индейцы ей помогали, не туда и не по тем рекам, понимаете ли, шли... Аргумент про погибших сыновей Текумсе и вовсе не выдерживает критики: может, у него было не два сына, а больше; может, после гибели двоих родился третий; может, по каким-нибудь там обычаям лишившийся наследников вождь должен был провозгласить своим потомком кого-то еще — но в любом случае это всё не имеет отношения к делу и не делает историю Сат-Ока мистификацией. А уж ссылки на каких-то там неведомых польских индеанистов и вообще никакой критики не выдерживают. Ну а нестыковки между деталями биографии в разных художественных произведениях вполне могут быть. На то они и художественные, хоть и на автобиографической основе.

    1 декабря 2011 в 00:04 Ответить
  • Гость
    6

    It's evident the article is grimly determined to forward the interests of those who seek to spread libel by hook or by crook about the metis writer Sat-Okh who was identified by Canadian bureau of the native American's affairs after the Second World War. This fact is quite accessible. Why could the author of the article ignore it?So it's not substantiated to accuse of "mystification"

    29 декабря 2011 в 11:44 Ответить
  • Карраказ
    4

    А не могла ли вся эта история быть ПОЛУправдой? Ну мог Сат-Ок действительно быть сыном индейца и полячки, на самом деле. Но вовсе не обязательно они жили в племени, кочующем по диким лесам-горам. Может, жили в каком-нибудь канадском захолустье, резервации, ну что-то в этом роде. Потом с матерью вернулись в Польшу, парню(а он ведь молодой совсем был)захотелось приукрасить свою и так не очень ординарную биографию... Что из этого? Он был героем, сражался с фашистами, и книги его в конце концов замечательные, несмотря на ляпы(а у кого из писателей их нет?)

    9 марта 2012 в 12:50 Ответить
  • Илья
    0

    ок

    27 января 2013 в 20:22 Ответить
  • Игорь
    1

    ты баран! человек описывал события происходящие вокруг него, а не возвеличивал себя, поэтому, как по мне, он пытался написать то, что запомнил, а времени прошло достаточно много. Почему то рассказы Вальтера Скотта, написанные под впечатлением рыцарских романов, читаются и экранизируются на Ура. Мало кто называет его брехуном, хотя его рассказы полный дебилизм!Там куда больше нестыковки , чем в рассказах Сат Ока, но почему то Вальтера Скотта называют классиком, а ты, БАРАН, называешь Суплатовича брехуном, хотя там небольшие нестыковки по прошествию лет)

    27 января 2013 в 20:29 Ответить
  • Почти Сат-Ок
    8

    А вот скажите честно - так ли это важно, что был Сат-Ок индейцем или нет, правдива его история или нет? Сейчас принято "развенчивать" всё, что хоть каким-либо образом связано с советскими временами, причём "развенчать" надо с каким-то громким скандалом (причём обязательно!). Мне вот действительно всё равно - мистификация это, или нет. Книги Сат-Ока неразрывно связаны с МОИМ СЧАСТЛИВЫМ детством, и уже только из-за этого я не хочу копаться в грязи, которую льют всякие доморощенные "ценители истины".

    17 апреля 2013 в 09:00 Ответить
  • Алеасандр
    2

    Как бы хотелось что все было бы правдой.Что бы он был настоящим индейцем!!!!!!!!!

    21 апреля 2013 в 18:35 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход

Вот уже 19 лет я работаю в "МК". И иногда начинает казаться, что ничего другого раньше и не было. Хотя друзья считают, что о предшествующем этапе давно пора писать книгу. В газете я в основном занимаюсь темой криминала и терроризма. Но есть и несколько других отдушин, без которых любой "криминальщик-рассследователь" либо становится жестким циником, либо спивается. У меня такие отдушины Китай и книги+стихи. Конечно, это далеко не все. Но об остальном уж как-нибудь потом. Да и, почитав блоги, вы сами многое поймете. Мой второй блог посвящен Китаю. Многие мои читатели, с которыми мы общаемся уже пятый год, прекрасно знают, что здесь можно найти. Для остальных, всех, кто только что зашел сюда, могу сказать, что на блоге я стараюсь делиться собственными впечатлениями о Китае, следить за новостями в Поднебесной, давать этим событиям комментарии. И, конечно, буду очень рад, если и вы присоединитесь к кругу моих друзей и собеседников.