Рок-н-ролл навсегда

Премьера как лучшая коллекция на виниле

24 октября 2011 в 17:54, просмотров: 2949

Похоже, что наш театр наконец устал от туповатых и пошловатых комедий ни о чем и повернулся в сторону интеллектуальной, хорошей литературы. Тому доказательство — премьеры последней недели: «Шошу» (Театр наций), «Письмовник» (МХТ им. Чехова), «Рок-н-ролл» (Молодежный театр). Судя по переполненным залам и реакции публики обозреватель «МК» понял: чем больше политический душняк в стране, тем больше люди тянутся к серьезному.

Рок-н-ролл навсегда
фото: Михаил Гутерман

630 г. до н.э. — на острове Лесбос рождается Сапфо, единственная женщина среди девяти великих лирических поэтов античной Греции. 15 марта 1939 года — германский рейх оккупирует часть Чехии, не переданную Германии по условиям Мюнхенского договора. 6 января 1946 года в Кембридже рождается Кит Барретт, позже прославившийся как музыкант под именем Сид Барретт. Сентябрь 1968 года — басист Милан Хлавса организует в Праге группу The Plastic People... И в этом же году 3000 студентов Лондонской школы экономики на несколько дней захватывают здание школы. В этом же году участники Pink Floyd официально объявляют, что Сид Барретт больше не является членом группы. В 1978-м, в 1989-м...

Что общего между этими событиями? А я вам отвечу: «Рок-н-ролл» — пьеса Тома Стоппарда. Этот великий англичанин чешского происхождения в одной пьесе увязал тугим узлом утопические идеи коммунизма, пражскую весну и подавление ее «дружеской советской помощью». Плюс к этому — литературные памятники античности, споры о сознании, любовь и рок-н-ролл. Сканированные драматургом Стоппардом время и жизнь в разных ее проявлениях нашли грандиозное по масштабу воплощение на сцене у режиссера Адольфа Шапиро.

«Рок-н-ролл» из зрительного зала выглядит так: огромная ржавая стена по заднику поделена на отсеки, и в каждом из них развивается своя история. История первая — убежденного коммуниста Макса Марроу (Илья Исаев) и его юного наивного ученика-почитателя Яна (Петр Красилов), отъезжающего после обучения в Кембридже на родину — в социалистическую Чехословакию, пытающуюся построить социализм с человеческим лицом. Здесь же — жена коммуниста, интеллектуалка, специалист по Сапфо Элеонора (Рамиля Искандер) и их дочь Эсме (Анастасия Прокофьева, Рамиля Искандер). В этом отсеке — все по-честному: комидеи, античный текст, политические споры, и все это подзвучено «Пинк Флойдом», проиллюстрировано видеотекстами Сида Барретта. Правда и в истории любви трех пар: коммуниста Макса, Яна, Элеоноры и ее дочери. Ревет электрогитара, поют Барретт, Дилан, роллинги, Beach Boys.

Илья Исаев и Рамиля Искандер. Фото: Михаил Гутерман.

Стоппард, давно доказавший, что скучных тем не бывает, и о высшей математике (пьеса «Аркадия»), как и о коммунистических идеях, можно говорить легко и с юмором, но серьезно, в «Рок-н-ролле» это только подтвердил. А для Молодежного театра этой пьесой продолжилась тема «Берега Утопии», поставленного несколько лет назад. Талант автора заставляет слушать, талант режиссера Адольфа Шапиро и труппы Молодежного заставляет думать и лучше понимать то, что творится сейчас, в частности, на московских улицах.

А творится то же самое, что и в далеком 68-м, когда доброй половины зрительного зала РАМТа и на свете не было. Иллюзии, разочарование, протест (каждый как может), у некоторых через рок. Носитель этой истории, Ян, вернулся в Прагу в «розовых очках», после 68-го потеряет работу, но откажется сотрудничать с органами внутренних дел Чехословакии. Правда в том, что у каждого есть выбор: сотрудничать, подписывать и за это получить хорошее место — или не сотрудничать, и тогда, как у Яна, как у многих, свобода в виде винила с композициями Барретта «The Plastic People...» — пражской оппозиционной рок-группы.

Смотрите фоторепортаж по теме: Рок-н-ролл навсегда
4 фото

Буклет спектакля сделан в виде винила, а в фойе развернута уникальная фотовыставка — чешский рок «пражской весны», до и после — в общем, весь РАМТ в рок-н-ролле. Его сумасшедшей энергией Адольф Шапиро зарядил свою постановку: при кажущейся статичности сцен, которые по очереди возникают в отсеках ржавого задника, чувствуется бешеный нерв, и трехчасовая постановка пролетает со скоростью гитарного звука.

Актерские работы превосходны. И в первую очередь это касается Ильи Исаева, которому досталась, может быть, самая невыигрышная роль — коммуниста-утописта, очень настоящего во всем: в своих убеждениях, в своей любви к жене и даже измене. Образ, как это сегодня ни смешно звучит, так хорош, что если не знать российских коммунистов, то хочется вступить в компартию. Очень тонкая работа у Рамили Искандер, сыгравшей жену Макса и во втором акте собственную подросшую дочь — оказывается, лучший способ показать на сцене родство. Петр Красилов, Даша Семенова, Александр Гришин, Александр Доронин — отличная коллекция актеров на рамтовском виниле.

«Рок-н-ролл», если он настоящий, дает мощный драйв. Драйв от «Рок-н-ролла» сценического оказался мощнейшим, несмотря на то что весь про политику.





Партнеры