«Табакерка» дает всем прикурить

1 марта «Табакерка» отмечает 25 лет со дня создания

29 февраля 2012 в 18:10, просмотров: 3117

Цифра верная, но мутная: театр начался значительно раньше, когда Олег Табаков со своими студентами и молодыми актерами Москвы, не имея крыши над головой, начал выпускать один спектакль за одним. Ни он, ни тем более ребята не отдавали тогда себе отчет, что в подвале на Чаплыгина продолжают линию Художественного театра.

«Табакерка» дает всем прикурить
Спектакль “Кресло”. 1987 год.

Собственно, само открытие театра как городского учреждения культуры, пришедшееся на первый день весны, всерьез никто не запомнил.

— Ну, отыграли спектакль и отыграли. Даже банкета не было, — говорит актер второго призыва «Табакерки» Сергей Беляев. И самое удивительное, что за ним вслед, как заведенные, и Смоляков, и Германова, Зудина, Хомяков, и другие повторяют одно и то же: «Ничего особенного, день как день...»

А причина такой коллективной амнезии очень простая: жизнь до юридического признания студии была столь трудово-радостно насыщена, что на дату открытия никаких эмоций не осталось.

— У меня вообще было такое ощущение, что отобрали мечту, — вспоминает Евдокия Германова. — Мы так ею жили, это был смысл всей жизни, и когда объявили: «Теперь у нас есть театр», я даже задохнулась — смысл пропал, получается?..

В тот день отыграли спектакль «Кресло» по Юрию Полякову. Спектакль про комсомол, двойные стандарты советской власти (хотя потом выяснилось, что это родовая черта любой российской власти). А еще в «Кресле» Ирина Апексимова дерзко ходила по столу на пуантах в балетной пачке.

Задолго до этого лихорадочно, в «полевых условиях», делали спектакли. Самый первый датируется 78-м годом — «С весной я вернусь к тебе». «Прощай, Маугли!» — прогремел на всю Москву. «Две стрелы», «Белоснежка», «Прищучил»... В «Табакерку», которой не было на бумаге и которая еще тогда не называлась «Табакеркой», ломились. А она подбирала, приманивала, приваживала молодые таланты: Константин Райкин — еще сам, без театра, Авангард Леонтьев, Виктор Шендерович — еще не писатель-сатирик и не общественный деятель, остроумный и музыкальный бакинец Гриша Гурвич...

Еще не догадываются о своем «подвальном» будущем ни Женя Миронов, ни Володя Машков: один в Саратове, другой — где-то в Кемерове. Марина Зудина не знает, что станет матерью двух детей от Табакова...

Несколько призывов, причем новобранцы быстро становились старожилами и втолковывали другим новичкам устав своего «монастыря». И за всем этим будет наблюдать и весь процесс будет контролировать один очень занятой человек, отец-основатель — Олег Табаков.

Пройдет время, и станет ясно, что он большой строитель, который не ждет милости от природы и властей, какого бы цвета они ни были. Ему запрещали, а он, как бульдозер, шел напролом. Подвал свой вывел на высокий уровень, МХТ подхватил в трудный момент, и теперь никто толком понять не может — где Художественный кончается, а где начинается «Табакерка»: граница стирается.

Новые власти новой России годами кормят его обещаниями построить новую сцену для тесного подвала, а он строит колледж. И теперь юные таланты из колледжа обретаются в подвале, а там — смотри...

Как бы ни путались числа и показания свидетелей, факт остается фактом: 1 марта у «Табакерки», театра, который задает тон, держит марку, — день рождения. Одного хочется пожелать: чтобы, как и прежде, она давала всем прикурить.





Партнеры