Прощай, Мастер подлинных дел

Ушел из жизни знаменитый театральный художник Михаил Курилко-Рюмин

16 марта 2012 в 20:06, просмотров: 2305

Крупнейший мастер театрально-декорационного искусства, вице-президент Российской академии художеств, народный художник РФ, академик, профессор — все это один человек, Михаил Курилко-Рюмин. В свое время — главный художник Большого театра, руководитель театральной мастерской Московского художественного института имени В.И. Сурикова, автор сценографий более чем к 140 спектаклям. Михаил Михайлович ушел из жизни на 90-м году жизни.

Прощай, Мастер подлинных дел
фото: Геннадий Черкасов

Михаил Курилко-Рюмин с детства болел театром. «Виновники» — его отец, Михаил Иванович Курилко, знаменитый художник, сценограф, профессор Санкт-Петербургской академии художеств, и мать, заядлая театралка Вера Рюмина.

Впервые попав за кулисы спектакля «Майская ночь», который ставил Константин Станиславский, а оформлял отец маленького Миши, мальчик был потрясен и очарован. Наверное, он сразу бы после школы поступил в художественный институт, если бы не война. Курилко-Рюмин буквально со школьной скамьи отправился на фронт добровольцем. Его дивизию сразу бросили на передовую. Не прошло и нескольких месяцев, как юношу серьезно ранили — в бою под Курском ему прострелили руку и ногу. Потом были долгие месяцы лечения в госпиталях, медкомиссия, демобилизация. В итоге Михаил оказался в столице Киргизии, где до конца войны проработал художником Киргизского театра оперы и балета.

Здесь он прошел первую школу театрально-декорационного мастерства: работал под началом художников из МХАТа и Большого театра. Здесь он оформил свои первые спектакли — оперу «Чио-Чио-Сан» и комедию «Ревизор».

Вернувшись в Москву в 1945 году, Михаил Курилко-Рюмин получил профессиональное образование — отучился на театрального художника во Всесоюзном институте кинематографии. И понеслось — спектакли, знакомства, поездки... Михаил Михайлович работал с самыми разными театрами — от Ермоловского театра до Большого. Режиисеры из самых разных уголков страны приглашали его оформлять постановки. На его счету сценографии для театров Алма-Аты, Астрахани, Будапешта, Днепропетровска, Донецка, Праги, Уфы... Он брался за любые жанры — от классической драмы до легкомысленной комедии. На счету художника есть и киноработы, например, фильм «Шумный день», снятый в 1960 году режиссером Анатолием Эфросом. Успевал преподавать во ВГИКе и Суриковском училище.

Но в историю искусства Курилко-Рюмин войдет не только своими театральными сценографиями, он вел общественную деятельность много лет. А в 1988 году его избирают членом-корреспондентом Академии художеств СССР, затем академиком-секретарем президиума Академии.

- Михаил Михайлович способствовал превращению Акдемии в то учреждение, которым она является сегодня, — говорит «МК» глава Ассоциация искусствоведов (АИС) Борис Шумецкий. — Дело в том, что до того, как он стал академиком-секретарем, Академия была довольно реакционным учреждением, проще говоря, подавляла некоторых неугодных художников. Достаточно вспомнить серию статей членов Академии, направленную против художников Малой Грузинской. Теперь Академия работает не против художников, а на них, на искусство страны. И во многом это заслуга Михаила Михайловича. Вообще, он всегда относился с большой ответственностью ко всему, за что брался — будь то выставка, сценография или работа в Академии. Он делал все, чтобы все его дела были настоящими и подлинными. Сейчас мало таких профессионалов.




Партнеры