Погружение в Тарковского

В Галерее на Солянке представили, каким может стать музей кинорежиссера

12 апреля 2012 в 19:13, просмотров: 2216

К 80-летию иконы отечественного кинематографа, режиссера, первым завоевавшего «Золотого льва», создателя культовых картин «Иваново детство», «Зеркало», «Сталкер» и «Жертвоприношение», в Галерее на Солянке открылась его ретроспектива «ТАРКОВСКИЙ. SPACE».

Погружение в Тарковского

В Галерее на Солянке — приглушенный свет. В холле вполголоса друзья и знакомые режиссера вспоминают кинорежиссера, обсуждают его фильмы, кто-то показывает фотографии Тарковского. А в первом зале тихо — зрители внимательно рассматривают книги, альбомы, статьи о Тарковском, подмечая, что иностранной литературы не меньше, если не больше, чем отечественной.

— Посмотрите, какой красивый альбом выпустили японцы, почему у нас таких не выходит? — сетует куратор выставки Вячеслав Шмыров. — Вообще, когда мы готовили эту ретроспективу, начали появляться люди, которые его знали и сохранили что-то связанное с Тарковским. Например, утром пришел дедушка и сказал, что у него есть любительский фильм со съемок Андрея Арсеньевича. Выставка дала возможность собрать вместе те артефакты, которыми может наполниться будущий музей Тарковского.

Как должен выглядеть дом-музей, можно увидеть в подвальном зале галереи. Именно здесь происходит погружение в мир Тарковского. В стену из обожженных досок и ржавых листов встроены экраны, на которых мелькают кадры из «Зеркала», «Сталкера», «Соляриса» и «Андрея Рублева»... Рядом со старыми зеркалами и поржавевшими дверями развешаны эскизы к фильмам. На стене красуется золотое знамя с изображением Спаса — сцену с ним Тарковский вырезал когда-то. Здесь, среди эскизов и декораций, за облупившейся ставней окна стоит небольшой макет того самого дома в 1-м Щипковском переулке, где жили три поколения Тарковских, где провел детство и юность Андрей Арсеньевич, который беспощадно снесли в конце 80-х годов.

— Мы уже подписали бумаги по дому-музею, — говорит сестра режиссера Марина Тарковская. — Там все предусмотрено, вплоть до гардеробов, парковок. Дом будет восстановлен таким, как был, только, скорей всего, там под ним появится подвал, которого не было, но который необходим. Второй этаж был из лиственницы, но сегодня есть технологии и покрытия, позволяющие сделать древесину несгораемой.

Останки этого дома — дверная ручка, кусочки печки и кирпичей — Марина Арсеньевна хранила много лет. Теперь они выставлены на втором этаже Галереи на Солянке вместе с личными вещами мастера. Здесь его рисунки, сделанные в научно-исследовательской экспедиции в Красноярском крае, студенческий билет ВГИКа, рукописи, фотографии... Они выставлены в длинной подсвеченной витрине, занимающей весь зал. А в соседнем зале в выемках в стене — крупные предметы: фотокамера Тарковского, телескоп его отца, известного поэта Арсения Тарковского, который рано ушел из семьи.





Партнеры