Легенды об украинском Пикассо

Впервые в Москве открылась выставка авангардиста Василия Ермилова

6 июня 2012 в 18:27, просмотров: 20281

Фигура авангардиста Василия Ермилова окутана знатным покровом легенд и тайн. Несмотря на то что у художника была лишь одна прижизненная персональная выставка и всего три посмертные, за его работы борются коллекционеры, а мастера фальшивок страсть как любят его подделывать. Широкая столичная публика только сейчас получила возможность познакомиться с творчеством Василия Ермилова — впервые в Москве в Московском Мультимедиа Арт Музее открылась выставка художника, которого называют украинским Пикассо.

Легенды об украинском Пикассо
фото: Мария Москвичева

Желтая гитара, разложенная на несколько плоскостей, — картина маслом в духе кубизма напоминает Пикассо. Правда, автор этой кубической гитары вряд ли мог знать, что подобные картины в то же самое время, в 1910-х годах, пишет испанец, который к середине ХХ века станет живой легендой. В отличие от Пикассо работы Василия Ермилова не имели такой популярности и признания при жизни, хотя сейчас искусствоведы в один голос называют Ермилова знаковой фигурой авангарда. Рядом с живописной гитарой — еще одна, сделанная в виде рельефа на дереве. Экспозицию продолжают другие яркие рельефы, собранные из простейших геометрических фигур, — такой стиль уже ближе к творчеству Малевича. Правда, в отличие от Малевича Ермилов порой наклеивал на свои картины фотографии — на выставленных в ММАМ запечатлены тела нудистов. Кстати, некоторые исследователи утверждают, что Ермилов и Малевич не просто были знакомы — дружили. Опровергает эту легенду друг Ермилова Александр Парнис, автор полноценного исследования о художнике, увесистого тома в 600 страниц, вышедшего к премьере авангардиста в России. Развенчивает он и миф о том, будто бы Ермилов дружил с Давидом Бурлюком и Велимиром Хлебниковым. А еще опровергает информацию, будто бы Ермилов в годы Великой Отечественной преподавал в художественном вузе. На самом деле художник был активным участником партизанского подполья. Даже насчет даты его рождения есть расхождения — то ли 9-го, то ли 10 марта, до сих пор не решили исследователи...

Легенд о Ермилове накопилось много, не меньше подделок под него гуляет на арт-рынке. Все потому, что большинство его работ не дошли до наших дней — погибло не только много живописи, графики и книжных иллюстраций, сгорело во время войны даже единственное здание, построенное по проекту Ермилова в родном ему Харькове, Дом молодежи. Кстати, «бумажным» архитектурным проектам художника, как и книжным иллюстрациям, скульптурам и дизайну, посвящен отдельный раздел на выставке ММАМ — планы помещений больше похожи на авангардные картины, напоминающие красочные микросхемы.

— Ермилов — потрясающий конструктивист, авангардист, книжный иллюстратор, один из лучших дизайнеров своего поколения — прожил длинную жизнь нереализованного человека. Он по праву может называться актуальным художником. Но, между прочим, он умел писать традиционно, его рисунки отсылают к украинскому барокко. Но узнали его только через 50 лет после смерти, — говорит куратор выставки Марина Лошак.

Единственная персональная выставка Ермилова (и каталог, вышедший к ней) открылась только в 1962 году, после длительного периода невостребованности и застоя. Застой закончился только в ХХI веке.

Выставка организована при поддержке Росбанка, Новатэка и Renault.




Партнеры