«Оккупай Абай» обосновался в Третьяковке

Что смотреть на III Московской биеннале молодого искусства?

17 июля 2012 в 16:59, просмотров: 3278

Десятки проектов молодых художников, не достигших 35 лет, как яркие маячки, зажигаются на самых разных арт-площадках столицы — это стартовала Третья биеннале молодого искусства. Ключевую тему арт-лета задал основной проект «Под солнцем из мишуры», открывшийся в ЦДХ, — о реальности и виртуальности, настоящем и поддельном мире online сотни авторов рассуждают самыми неожиданными способами. Где мишура, а где истина в искусстве будущего, разбирался «МК».

«Оккупай Абай» обосновался в Третьяковке
фото: Мария Москвичева

Солнце из мишуры. Основной проект открылся не без провокации — во время речи министра культуры Владимира Мединского группа людей достала «из широких штанин» цветастые таблички с надписью Free Pussy Riot. Министр, правда, не смутился, быстро отбарабанил приветственную речь и скрылся, не осмотрев основной проект биеннале — «Под солнцем из мишуры». Кстати, ничего откровенно политического или провокационного он бы на выставке не нашел.

Поющие вентиляторы, дерущиеся 100-килограммовые люди, девушка в белом кубе — чего только не встретишь под «солнцем из мишуры». Куратор проекта, опытный немецкий искусствовед Катрин Беккер, выбрала из 2700 заявок только 80 авторов из 35 стран мира. Отличить истинные шедевры от мишуры на выставке непростая задача: молодые художники вовсю старались донести что-то эдакое до российского зрителя, быть понятыми, но не всем это удалось. Так, мотивация художника из Китая, подвесившего в воздухе седла, так и осталась загадкой. Зато причина появления на выставке неустойчивой груды посуды, сделанной участником из Словакии, ясна — так автор видит наш шаткий, охваченный противоречиями мир. Что все на земле не значит ничего — художник из Пакистана Эхсан уль-Хак объясняет с помощью мусора, который он в ЦДХ притащил аж 800 мешков! «Люди — только песчинки, а строят из себя гигантов», — поясняет сам автор идею инсталляции «Масса пустоты».

О жестокости мира другая работа — 20-летнего художника Аслана Гальсунова. Те испытания, которые он когда-то пережил на родине, юный художник теперь причинил книгам — он в них и стрелял, и топором рубил, и жестоко рвал. «За каждой книгой нужно видеть человека — тогда почувствуешь тему моей работы», — говорит автор.

«Оккупай музей». Третьяковская галерея приняла биеннале молодого искусства с распростертыми объятиями, тем более что властвуют в отделе новейших течений два молодых куратора — Кирилл Светляков и Кирилл Алексеев. В мае они перекроили экспозицию современного искусства, а теперь завершили ее жирной точкой — «Музеем пролетарской культуры».

Миновав Осмоловского, сидящего на памятнике Маяковскому, голого Кулика, бегающего в образе собаки по машинам, и труп юноши, лежащий в центре зала, попадаем в зал 38, где и разместился проект молодого автора Арсения Жиляева. В центре выставки — шестиугольник, подвешенный под потолком. Его внешняя сторона оклеена черно-белым фото лагеря оппозиционеров «Оккупай Абай», за которым только недавно следила вся страна. А внутри шестиугольника — текст манифеста, составленного митингующими. Сия инсталляция висит на фоне стены, посвященной поэту Абаю Кунанбаеву — с цитатами его стихов и изображением его теперь уже знаменитого памятника. Цель автора пролетарского музея — не внести политические манифесты в один из главных музеев страны, а вновь заявить: искусство принадлежит народу и создается им! В доказательство этому Жиляев выставляет в Третьяковской галерее неожиданно знакомые вещи. Полочки, выпиленные таким образом, что, если присмотреться, читается фраза: «искусство принадлежит народу» — это пролетарский арт из 70-х. Коллажи из календарей откровенного содержания, икон и медных портретов писателей — привет из 80-х. Полочки с портретами Цоя, кассетами и игрушками из «киндерсюрприза» — это иллюстрация народного искусства 90-х. А стенд из забавных фото, сделанных на веб-камеру, — уже искусство нашего времени. Всем этим бытовым артефактам место в музее, и сегодня каждый хоть немного да художник, уверен Арсений Жиляев.

Троица под лампой. «Винзавод» отозвался на биеннале молодого искусства выставкой «Упражнение «Артикуляция». В полумраке Белого цеха сразу и не поймешь, о каких упражнениях речь. Первое прояснение сознания приносит книга, неожиданно упавшая на голову. Знаниями разбрасываются не абы кто, а экспонаты выставки — трое молодых полуобнаженных людей, сидящих под потолком. Над их головами яркие круглые лампы. Ожившая рублевская «Троица» к тому же что-то подвывает под нос.

На этой выставке темы разные — от космических до религиозных. Так, инсталляция «Эфир» издает вибрации, не воспринимаемые человеческим ухом. А подвижная интерактивная инсталляция «Крест» — каркас в виде креста с белыми холстами — не прекращает движение, если рядом находится человек (на объекте установлены датчики движения).

— Людям нравится все необычное, они с удовольствием тестируют наши объекты, — говорит куратор выставки Анна Беляева. — А вовлечение зрителя в творческий процесс — это и есть одна из главных задач выставки. Для того чтобы стать лучше, нужно упражняться, тренироваться, поэтому и название выставки — «Упражнение «Артикуляция».

«Осторожно, дверь!» — именно такое предупреждение встречает зрителя при входе на выставку «Неокончательный анализ» (спецпроект биеннале) в Государственном центре современного искусства. Эта табличка — название инсталляции Нади Антонелло и Паоло Гоцци, представляющая собой раздвижную дверь, каких полно в супермаркетах. Чтобы попасть на выставку, необходимо пройти через нее, не забыв улыбнуться. Неулыбчивые люди не проходят фейс-контроль, двери останутся закрытыми.

В зале же зрителя встречают подвешенные на проволоках полотенца — проект «Нафталин» Ники Купыровой. Рядом на стене висят «250 голубых воротничков» Сесиль Ибарры. Обе инсталляции из подручных материалов — поиск возвышенного в бытовом. Среди общей массы выделяется интерактивная инсталляция группировки «ЗИП», возвращающая нас в русский авангард 20-х. Макет завода для автономного существования художников весьма детально демонстрирует это гипотетическое пространство. Здесь есть комната куратора, комната художника, арт-дискобар и множество других мест, необходимых для коллективного творчества. Утопическая идея, конечно, но в макете выглядит привлекательно.

Самая завораживающая инсталляция выставки — «Голоса» Алексея Михайлова. Из объекта доносится шепот сотен голосов. Кажется, они могут свести с ума. Однако автор уверен: каждый может услышать свой голос и найти свое «послание» в общей какофонии. Может, и зрителям удастся выделить из многочисленных хаотичных посланий молодых авторов здравые мысли. Но одно точно ясно — искусство будущего говорит с нами не на высокотехнологическом языке и предлагает каждому почувствовать себя художником.





Партнеры