В театре оперетты вручают «Нику»

Старейшая кинопремия страны объявляет своих победителей

Национальная кинематографическая премия «Ника» проходит уже в 26-й раз. По ее лауреатам за эти годы можно изучать новейшую историю отечественного кино. Один из ее отцов основателей сценарист Виктор Мережко отошел от дел и занялся собственными кинопроектами. А кинорежиссер Юлий Гусман до сих пор у руля.

Старейшая кинопремия страны объявляет своих победителей
Фото: kino-nika.com.

Как сказал «МК» накануне церемонии сам Юлий Соломонович про себя: «Еще с 1987 года, когда «Ника» только начиналась, я выбрал роль играющего тренера, режиссера-диспетчера. Кто-то любит мои шутки, кого-то они раздражают. Но моя функция помимо всего прочего — затыкать дыры. За кулисами все клокочет, а я должен с улыбкой на уставшей физиономии избегать всех подводных камней»

26-я церемония вручения премии "Ника" открылась фрагментами из последнего фильма Алексея Германа "Трудно быть богом". Небольшой отрывок с участием Леонида Ярмольника в роли дона Руматы, был встречен аплодисментами. Следом на сцену вышел Михаил Ефремов, прочитавший стихи Дмитрия Быкова о том, что "мы были богами, но стало трудно, и подумали - лучше людьми".

Ника 2013. Начало церемонии. Все основные номинанты на награды прибыли...

Смотрите видео по теме

Затем выступил новый президент академии "Ника" кинорежиссер Андрей Кончаловский, занявший этот пост после Алексея Баталова.

- Если говорить о моих ощущениях, то я ошеломлен, мне даже пришлось сегодня надеть костюм. Последний раз я выходил на сцену "Ники" четверть века назад. И с тех пор всегда буду благодарен ей за то, что она дала жизнь картине, которая 20 лет пролежала на полке.

Мы все помним то десятилетие, когда люди во весь голос говорили правду везде. Потом с этим вопросом немного разобрались. Но "Ника" живет и до сих пор позволяет быть самими собой.

Что касается моих обязанностей, то единственное, на что я надеюсь, что, как и у предыдущего президента, у меня получится, будучи президентом, остаться еще и приличным человеком.

Приз в первой номинации вручал экс-глава Минфина РФ Алексей Кудрин. За "лучший неигровой фильм" достаточно ожидаемо приз получила Любовь Аркус - киновед, ставшая режиссером фильма "Антон тут рядом". Любовь со сцены объявила о создании фонда для помощи героям своего документального исследования жизни тех, кого мало замечают - детей-аутистов и их семей.

"Нику" в категории "лучший анимационный фильм" вручили классику отечественной мультипликации Михаилу Алдашину за ленту "Бессмертный". Это философская притча, основанная на горской легенде, повествует о невозможности обрести бессмертие, какие сказочные возможности не предоставлялись бы человеку.

Приз за лучшую женскую роль второго плана получила Татьяна Друбич за работу в фильме Ренаты Литвиновой "Последняя сказка Риты".

- Вот это фокус, - сказала удивленная актриса со сцены. - Конечно, все поднимаются сюда, чтобы поблагодарить, но... Без "но" никогда не обойтись. Вы знаете, что все награды и премии - это всегда вопрос времени. Я считаю, что в этом году именно у Оли Лапшиной выдающаяся актерска работа в прекрасном фильме Васи Сигарева "Жить". И еще одно. В кино все номинации всегда - одна номинация. Режиссер. И в отношении Ренаты Литвиновой это верно во сто крат, потому что все, что вы видите на экране - это она. И конечно, она поддержала всех нас, актрис, своим актерским дарованием и человеческим.

Приз в номинации лучшая мужская роль второго плана достался посмертно Андрею Панину за фильм Александра Прошкина "Искупление".

Награду вручал Сергей Гармаш, который, по собственным словам, нарушил традицию, объявив имя победителя, не раскрывая конверт. Зал встретил это известие минутой молчания.

Получать "Нику" вместо своего актера вышел Александр Прошкин.

- Он сыграл самого себя в обстоятельствах 1945-го года, - сказал режиссер со сцены. - Мы еще не до конца осознали масштаб этой трагедии.

Приз имени Алексея Германа "За выдающийся вклад в отечественный кинематограф", как и было объявлено накануне, торжественно вручили кинорежиссеру Вадиму Абдрашитову и кинодраматургу, режиссеру Александру Миндадзе. "Ники" им передавали вдова и сын Алексея Юрьевича. Светлана Кармалита долго говорила про дружбу в среде кинематографистов, ее сопрождали аплодисменты зала. Алексей Герман-младший молчал, к речи матери ничего не добавил. Вадим Юсупович, принимая награду, заметил, как странно получать приз имени друга...

"Нику" за лучшую работу художника вручила режиссер Светлана Дружинина. Прежде чем передать "Нику" Сергею Февралеву за фильм Андрея Прошкина "Орда", Светлана Сергеевна произнесла длинную красочную речь, перебиваемую репликами главного ведущего церемонии, Юлия Гусмана. Шутливая перепалка надолго превысила регламент. И Гусман, и Дружинина в итоге заставили зал хохотать в голос над такими, казалось бы, самыми обычными словами, как: "В моей жизни художники в кино играли большую роль".

Кадр из фильма "Орда" Андрея Прошкина

Приз за лучший фильм СНГ и Балтии получило "Вечное возвращение" Киры Муратовой. Победителя в этой номинации объявлял актер Владимир Зельдин, который в этом году отметил 98-летие. По торжественному поводу Владимир Михайлович исполнил фрагменты песен из спектакля "Человек из Ламанчи" и фильма "Свинарка и пастух".

Далее шла номинация "лучшая работа звукорежиссера". Перед тем, как открыть конверт, певица Тамара Гвердцители исполнила перед публикой красивую грузинскую песню, посвятив ее родному городу Тбилиси. В качестве оформления на экранах сцены лили потоки горных рек. Кстати, эти экраны на данной церемонии использовались, на наш взгляд, несколько странно - происходящее на сцене на них транслировалось избранно, поэтому даже сидящим в середине партера не все хорошо было видно.

Песня кончилась, имя объявили:

- Максим Беловолов, фильм "Орда".

Почетную "Нику" "За честь и достоинство" академия решила вручить сразу двум кинематографистам: режиссеру Глебу Панфилову и актрисе Инне Чуриковой.

Инна Чурикова

Вручать награды вышел целый квартет академиков в лице Эльдара Рязанова, Михаила Швыдкого, Александра Ширвиндта и Лии Ахеджаковой.

Эльдар Александрович в честь Панфилова, который не смог прийти на церемонию по состоянию здоровья, читал стихи Киплинга в переводе Маршака. Лия Ахеджакова рассказала историю того, как Инна Чурикова впервые познакомилась с Глебом Панфиловым на пробах к фильму "В огне брода нет".

Александр Ширвиндт в шутку предложил со следующего года ввести номинацию "За потерю чести и достоинства", причем в трех степенях: временная потеря, случайная и окончательная.

Михаил Швыдкой свое присутствие на сцене объяснил тем, что он "единственный человек, который может держать в руках одновременно два предмета". А самой "Нике" сказал спасибо за то, что в зале "ни одной противной морды".

- Раньше я все время думала, как долго бежит время. А оказывается, оно быстрое. И вот уже надо подводить некие итоги. Спасибо вам и от Глеба, - сказала в ответ Инна Чурикова.

Номинация "лучшая мужская роль". Галерка громкими аплодисментами и криками встречает имя номинанта Данилы Козловского. Между тем, с вручением не торопятся - на сцену приглашен Иосиф Кобзон. С песней. Зал после антракта реагирует активно - некоторые не только хлопают, но и подпевают: "Еще ты не развенчан, еще кумир у женщин!" Далее певцу выносят конверт. После краткой приветственной речи с перечислением тех юбиляров года, которым 75, Иосиф Давыдович вскрывает конверт и объявляет:

- Два лауреата: Антон Адасинский, "Фауст" и Максим Суханов, "Орда".

Гусман тут же шутит, что они подбирали специально - оба лауреата лысые и красивые.

Суханов, в отличие от Адасинского, вышел в полуспортивых штанах и простом свитере. Максим сказал: "Мне так понравилась работа Антона, что я сидел сейчас и думал, что если сейчас меня вызовут, я скажу, что хотел бы разделить эту награду с ним".

"Нику" в номинации "Открытие года" получил Алексей Андрианов, режиссер фильма "Шпион".

- Неожиданно, - сказал режиссер со сцены, после чего поблагодарил всех продюсеров, съемочную группу и отдельно "свою девушку Катю". - Она жила со мной все эти два года и все это терпела.

Лучшим художником по костюмам академики назвали Наталью Иванову, а лучшим оператором - Юрия Райского (оба - за работу над фильмом "Орда").

После романтического выступления певицы Севары, награжденной благодарной публикой криками "браво!" и радостным свистом, приступили к номинации "лучшая музыка к фильму". Севара осталась на сцене. К ней присоединился Виктор Сухоруков, который, для интригу, с конвертом в руках пошутил про то, что это не кинопремия, а лотерея. После слов восхищения всеми представленными сегодня композиторами, Виктор Иванович вскрыл конверт и произнес:

- Алексей Айги, "Орда"!

Похоже, картина Андрея Прошкина унесет этим вечером из театра оперетты половину статуэток, если не больше.

После долгого перечисления спонсоров церемонии Юлий Гусман позвал на сцену очередную соведущую актрису Елену Лядову. В этот вечер, кстати, Юлий Соломонович, как никогда раньше, менял девушек. До того с ним на сцене были: Екатерина Гусева, Евгения Трофимова, Валерия Ланская.

И тут стали чествовать кинорежиссера Сергея Урсуляка за многосерийный телефильм "Жизнь и судьба". Его "Ника" называлась - специальный приз Совета Академии "За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа". Урсуляк позвал на сцену всех из съемочной группы "Жизни и судьбы". Как тут же откликнулся Юлий Соломонович: "Весь цвет отечественного кинематографа". И правда, вышли: Александр Балуев, Анна Михалкова, Лика Нифонтова, Полина Агуреева... Статуэтку им вынес Константин Райкин. Что ж, заслуженная награда - несомненная.

Приз за лучшую женскую роль получила Роза Хайруллина ("Орда"), которая до этого получила аналогичный приз на Московском международном кинофестивале.

- Простите, девочки, что сегодня здесь я, - сказала актриса, обращаясь к своим соперницам в этом году Анне Михалковой, Яне Трояновой и Марии Шалаевой. - Я бы очень хотела поблагодарить степь, которая позволила мне сниматься, жить там и быть ей.

Приз за лучший сценарий получил Юрий Арабов (он был номинирован сразу за два фильма - "Орда" и "Фауст").

- На "Фаусте" у меня был хороший соавтор, Гете, поэтому там все в порядке, - сказал Арабов со сцены.

А следом обратился к "частному бизнесу", без которого, по его словам, кино погибнет, "и в следующий раз "Нику" лучшему оператору придется вручать за "восьмерку" в ситкоме, а сценаристы будут стоять в очереди за право написать сценарий к фильму по мюзиклу "Граф Орлов".

После капустника преступили к самой главной части церемонии. Лучшая режиссерская работа. На сцене появляется триумфатор прошлогодней "Ники" кинорежиссер Андрей Смирнов:

- Мы шли от метро с женой и уже за два квартала у нас спрашивали лишние билетики! Еще я хотел сказать, что очень рад, что Андрей Кончаловский стал нашим новым президентом. И еще замечание про сегодняшние времена. Да, мы живем сейчас во времена нелучшие. Но не самые худшие. А в тридцатые, к примеру, жить не хотите?..

Далее Андрей Сергеевич сказал доброе слово о каждом номинате, найдя для всех что-то лично-пронзительное. "Не знаю, кто отразил нашу эпоху лучше, чем Леша Балабанов," - сказал он про Алексея Октябриновича.

А в конверте оказался листок - Александр Сокуров, "Фауст".

За статуэткой вышел сам именитый режиссер вместе со своим продюсером Андреем Сигле. Александр Николаевич скромно и коротко поблагодарил за награду.

Новый президент киноакадемии Андрей Кончаловский назвал со сцены имя победителя. Лучшим фильмом 26-й премии "Ника" стал "Фауст" Александра Сокурова.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру