Когда закроют Фонд кино?

Антон Малышев рассказал «МК», на что потратят 5 млрд господдержки

На «Кинотавре» продолжается отключение света во время показа конкурсных картин в Зимнем театре. Но если кинематографисты погружаются в темноту на несколько минут, то сочинцы регулярно испытывают на себе трудности олимпийского строительства. Свет отключают на несколько часов, так что успевают разморозиться холодильники. Ввод каждого строительного объекта, дома или отеля, обрекает на тьму целые улицы и районы. А пока кинематографисты переносят нас совсем в другие широты.

Антон Малышев рассказал «МК», на что потратят 5 млрд господдержки

Юсуп Разыков представил фильм «Стыд», герои которого — подводники, а вернее, их жены и дети, — живут на Кольском полуострове. Здесь от ужаса и долгого ожидания сходит с ума даже собака, почувствовавшая гибель хозяина. Лодка ляжет на дно, но об этом не сразу сообщат. А мать поведет двоих малолетних детей в гараж, чтобы вместе принять смерть от удушья. Жить без мужа и отца своих детей она не хочет. Напугать, по словам Юсупа Разыкова, желания не было. Но он как режиссер мог делать только так, а не иначе. Если не видеть титров, то и в голову не придет, что «Стыд» снимал автор «Оратора» и «Женского царства». Разыков — по сути этнический узбекский режиссер. Не так давно он перебрался из Узбекистана в Москву. Его прежние картины были востребованы фестивалями. А его предыдущий фильм — «Гастарбайтер» — даже мог стать хитом.

На «Кинотавре» продолжается отключение света во время показа конкурсных картин

На «Кинотавре» продолжается отключение света во время показа конкурсных картин

Смотрите фотогалерею по теме

Но мечты о том, что его посмотрят все наши приезжие и сделают кассу, оказались напрасными. Правда, один чеченский олигарх прислал Юсупу письмо: «Брат, держись. Мы рядом!». «Стыд» отличает иное кинематографическое и даже ландшафтное мышление. Это самая европейская картина в фильмографии режиссера. Разыков не хотел никаких аналогий с подлодкой «Курск». Тем более что после войны произошло порядка 30 подобных аварий, о которых мы ничего не знаем. И все-таки аналогий с «Курском» не избежать. Создатели фильма общались с семьями подводников, привлекли актеров мурманских театров, которые и стали основными исполнителями. Пробовали не актеров, например, мурманчанку, работавшую на рынке. Лица нашли выразительные.

«Иван сын Амира» — режиссерский дебют Максима Панфилова, родного брата известного кинорежиссера Глеба Панфилова («Начало», «В огне брода нет», «Романовы. Венценосная семья», «В круге первом») и его верного соратника на съемочной площадке. Но наступил момент самоопределения. С великим трудом Максим нашел финансирование и отправился в Узбекистан вслед за эвакуированной в годы войны героиней Машей. Ее роль исполнила польская актриса Каролина Грушка. В узбекском кишлаке русская женщина становится третьей женой узбека, роль которого отлично сыграл Бобур Юлдашев из Ташкентского молодежного театра, потомственный актер в четырех поколениях. А потом вернется считавшийся погибшим русский муж Иван — Дмитрий Дюжев — лейтенант Черноморского флота. Проделана была большая работа, нанимался консультант по узбекским обрядам. Традиции уходят, о них забывают. А в современном Узбекистане — немало смешанных браков. Жена Бобура Юлдашева — гречанка. Это к вопросу о том, как там к русским относятся, который у многих возникал после фильма. Каролина Грушка теперь скучает по Узбекистану, где самоотверженно снималась, а потом поехала в холодный Севастополь, будучи на пятом месяце беременности. Переносила все трудности стойко. Теперь у нее и ее мужа Ивана Вырыпаева растет дочка. Максим Панфилов в какой-то момент целиком ушел в индийское кино, очень популярное в Узбекистане, по сути, отработал формат сериала. Странно, что, пройдя отличную школу у старшего Панфилова по части воспроизведения быта, — он устроил маскарад на экране, не оставляющий никакого доверия к происходящему.

Что касается внеконкурсной программы, то здесь одеяло на себя перетянула новость об утверждении нового списка лидеров отечественного кинопроизводства, то есть компаний, которые получат полтора миллиарда рублей от Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонда кино). Тех самых, что должны привлечь максимально широкую зрительскую аудиторию. В список вошли 13 компаний. Среди них — студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, «РОК» Алексея Учителя, «Арт Пикчерз», связанная прежде всего с именем Федора Бондарчука, «СТВ» Сергея Сельянова и «Инджой мувиз», радовавшая население таким опусом, как «Беременный».

На «Кинотавре» нас еще раз ознакомили с достижениями Фонда кино. Вот некоторые цифры. Доля сборов фильмов фонда в начале 2013 года составила 10,3% от всех сборов на территории России. Эти фильмы посмотрели 50 миллионов зрителей, а за три года деятельности фонда суммарные кассовые сборы картин, созданных при его поддержке, составили 10 миллиардов рублей. Как все это соотнести с разговорами о том, что фонд себя не оправдал, которые повлекли за собой отставку прежнего руководителя Сергея Толстикова? Об этом мы спросили у нынешнего исполнительного директора фонда Антона Малышева.

— Антон, так Фонд кино процветает?

— Министр культуры Владимир Мединский на встрече с Владимиром Путиным сказал, что деятельность фонда его вполне устраивает. Мы работаем. Запустили конкурс, выделили средства. А если к концу года, допустим, фонд не выполнит поставленных перед ним задач, тогда будем разговаривать. Мы уточнили функции, конкретизировали, кто и чем занимается. Фонд занимается коммерческим кинематографом, Министерство культуры — социально значимым, документальным и арт-кино. Теперь нет смешения, а раньше оно было. Задача перед фондом стоит конкретная — увеличить долю зрителей внутри страны. У нас жесткая направленность на максимально четкую экспертизу, чтобы поддержку получали те картины, которые имеют шанс собрать зрителя. Раньше фонд занимался сразу многими вещами: поддерживал социально значимые проекты, проводил мероприятия по всему миру, занимался развитием копродукционных связей между странами. Сейчас всю непрофильную историю с фонда сняли. Мы не отвлекаемся ни на что другое.

— Узкий профиль?

— Конкретная точка, в которую мы бьем. И стараемся делать это максимально эффективно. У нас лучшие эксперты, которые могут реально прогнозировать зрительский успех картины и оценивать его. За три года фонд доказал свою эффективность. Да, возможно, были ошибки, но посмотрите на результат. Все картины, которые выходят в прокат и собирают большое количество зрителей, не случились бы без поддержки Фонда кино. За редким исключением. Не было бы никакой «Легенды №17». И «Метро» бы не было, и «Духless». Результат есть. Фонд кино возник в тот момент, когда Министерство культуры выделяло максимум миллион долларов на один проект, никаких приоритетов у компаний, много лет успешно работавших на рынке и зарекомендовавших себя, не было. Объявлялся конкурс, в котором мог победить кто угодно. Получали свой миллион. А где эти фильмы были? Выходили ли на экраны? Сейчас по крайней мере наше кино представлено в кинопрокате. Я как зритель прихожу в кинотеатр — и у меня есть выбор. А раньше такой возможности не было.

— Каков объем средств, которыми располагает фонд?

— В этом году выделено всего 5,3 миллиарда, из них 3 миллиарда приходится на Фонд кино, остальное — на Министерство культуры. Объем средств у нас стал меньше, но в этом году многие функции с нас сняли. Те средства, которыми мы располагаем, они не заоблачные. То, что у нас в целом выделяется в стране на поддержку кино, — это бюджет одного «Хоббита». А мы воюем с такими фильмами на нашем рынке. При тех деньгах, которые у нас есть, мы вполне достойно конкурируем. Не забывайте, что у нас есть и задачи по развитию отрасли. Почему часть денег выделяется на возвратной основе, почему ввели инструмент по компенсации процентной ставки по кредиту? А потому, что мы подталкиваем наших серьезных производителей, говорим им: давайте пойдем в цивилизованном направлении. Идеальная ситуация для меня, когда не будет государственных денег, когда будет система кредитования по ставкам кинопроизводства, когда появится то количество киноэкранов, которое позволит отбивать картины в прокате. Когда не будет того уровня пиратства, о котором сейчас кричат все производители. Тогда и закроем Фонд кино

Сюжет:

«Кинотавр»-2013

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру