Закончилась эпоха Антоновой, какой будет эпоха Лошак?

Новый директор Пушкинского музея рассказала «МК», как ее выбрала Ирина Александровна

Тот ГМИИ им. Пушкина, каким мы его знаем, создала Ирина Антонова. При ней поврежденный войной музей снова начал дышать, расширяться и удивлять изысканными и смелыми вернисажами. При ней он начал перерождаться в музейный городок — единый выставочный квартал на Волхонке, к созданию которого привлекли Нормана Фостера и немалые инвестиции. И, похоже, именно эта задача - реконструкция ГМИИ — станет главной для Марины Лошак. Новый директор Пушкинского вступит в должность 10 июля, в тот же день будет объявлено, кто займет кресло главы «Манежа». Свое первое интервью после оглашения решения о перестановках Марина дала «МК».

Новый директор Пушкинского музея рассказала «МК», как ее выбрала Ирина Александровна
Ирина Антонова

- Марина, давно ли вы узнали о своем назначении? Для вас такое предложение стало неожиданностью?

- О том, что мне предстоит, я узнала совсем недавно. Месяц назад Ирина Александровна позвонила мне и предложила встретиться. На встрече у нас произошел длинный разговор, суть которого сводилась к следующему: она почувствовала, что нужно сделать шаг, уйти, и предложила мне ее сменить. Попросила, не торопясь, как следует, все обдумать. Честно говоря, я была к этому не готова. Через неделю, посоветовавшись с близкими людьми, я согласилась. Буквально несколько дней назад мне позвонил министр культуры и сообщил, что они все это время там консультировались и пришли к выводу, что это правильное решение.

- А насколько тесный контакт у вас был раньше Ириной Александровной?

- Мы давно знакомы и у нас чудесные отношения, я бы сказала, светского свойства.

- Приходилось сотрудничать по музейным делам?

- Мы не работали вместе.

- Вам предстоит руководить музеем, где большое значение имеет экспонирование старого искусства, а вы все-таки специалист по авангарду. Станет ли в Пушкинском больше нового искусства, или вы обещаете чтить традиции?

- Традиции — это очень важно, но не менее, чем современный язык, ведь именно на нем все и должно все произноситься. Честно говоря, Ирина Александровна со мной об этом говорила. Сказала, Мариночка, вы, наверное, не очень знаете египтологию и нумизматику — и это правда -, но ведь директор музея — это не энциклопедически образованный искусствовед, а человек, который должен видеть стратегию и пытаться ее грамотна осуществить.

- И главное в этой стратегии — реализация проекта «Музейный городок», задуманного Антоновой?

- Это очень важный проект. Осуществить его, значит, не просто построить здания, но и придумать их внутреннее содержание, дать технические задания, работать с архитекторами и экспертами... Эта задача вызывает во мне наибольшее волнение.

- То есть в тот проект реконструкции, который сейчас существует, будут вноситься изменения?

- Думаю, да, но пока я не готова обсуждать детали. Предстоит большая работа. Нужно многое менять. Строить открытое хранилище, куда сможет попасть публика, посмотреть экспонаты и понаблюдать за работой реставраторов. Думать о присоединении зданий. Нужно поговорить с большим количеством экспертов, создать наблюдательный совет, который будет контролировать ход реконструкции. Главная моя задача — создать открытое информационное поле, вести прозрачную политику.

- Давайте остановимся на музейном городке. Проект вызывает много споров, особенно вопрос стирания старого города, исторических зданий. Что вы думаете на этот счет?

- Конечно, важно сохранить городскую среду, тем более, если речь идет об исторических зданиях. С другой стороны, когда речь идет о музейном городе, конечно, хочется увидеть какое-то современное решение. Значит, нужно искать компромисс. И прежде чем начинать что-то делать, нужно все продумать и проработать.

- Что будет с Манежем? У вас был месяц на раздумье, выбрали приемника на свое место?

- Да, выбрала. И направила соответствующую рекомендацию в департамент. До 10-го числа решение будет принято. У меня уже сверстаны планы на 2014-15 годы, так что человек придет на все готовенькое.

- Обычно в «большое плавание» стараются брать близких и надежных людей. Собираетесь ли вы привести в Пушкинский музей свою команду? Последуют ли за сменой директора смена штата?

-Я еще не знаю всех сотрудников Пушкинского музея и кто чем занимается. Сначала я должна это посмотреть. По поводу команды — ее очень сложно собрать. В Манеже я с трудом собрала коллектив и в процессе пришла к выводу, что проще работать с молодыми реактивными людьми, растить их. Это очень продуктивно. Легче построить, чем отреставрировать. Я не могу сорвать их с места, «Манежем» тоже нужно заниматься, а эта команда — уже сработанный коллектив.

- Не боитесь феномена театра Гоголя — Серебренников и старая труппа?

- Я много чего боюсь. Но там другая ситуация. Серебренникова не было, когда все начиналось, и были сделаны неловкие шаги, как мне кажется. Я буду аккуратнее.

-Ирина Александровна теперь займет должность президента. Какие функции и влияние подразумевает этот пост, впервые введенный в Пушкинскому музее?

- Президент — это советчик, он может рекомендовать что-то. Но ответственность в принятии решений лежит на директоре. Конечно, какие-то преференции останутся за Ириной Александровной, наверное, машина, шофер, может быть, кабинет. Сложно сказать, я даже не знаю, в каком кабинете буду сидеть и какую зарплату получать, хотя меня это и не волнует. Для меня важно, чтобы работал музей.

-За этот месяц вы, наверное, все-таки успели немного помечтать. Что хотелось бы изменить в выставочной политики?

-Я решила, что не буду об этом думать, пока это не станет реальностью. Это как у Джерома Джерома: когда ты не следишь за чайником, он быстро закипает, а если смотришь на него в упор, то он вообще никогда не закипит.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26270 от 3 июля 2013

Заголовок в газете: Марина Лошак: «Если смотреть на чайник, он никогда не закипит»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру