Скандальная премьера в Каннах: Советский Союз как Северная Корея

Документальный фильм о русском хоккее вызвал неоднозначную реакцию у публики кинофестиваля

В выходные главным хитом 67-го Каннского кинофестиваля стала премьера фильма «Сен Лоран» Бертрана Бонелло. И это уже вторая картина за последнее время, героем которой становится легендарный французский кутюрье.

Документальный фильм о русском хоккее вызвал неоднозначную реакцию у публики кинофестиваля

Домохозяйки на красной дорожке

Звездная дорожка Канна, сопровождавшая показ новой версии жизни знаменитого кутюрье, стала пока самой грандиозной на фестивале. По ней прошла не только звезда фильма «Жизнь Адель» Леа Сейду в зеленом платье, расшитом стеклярусом, с вырезом до талии, исполнившая на этот раз роль музы Сен Лорана, но и американско-индийская актриса и звезда «Миллионера из трущоб» Фрида Пинто, американская актриса и модель Ева Лонгория, известная по сериалу «Отчаянные домохозяйки». На них были элегантные классические платьях чистейших цветов – белого и желтого. Мексикано-американская актриса Сальма Хайек в платье цвета фуксии тоже отметилась на звездной дорожке, хотя прибыла в Канны с другой миссией. Она участвует в акции поддержки 300 похищенных нигерийских школьниц. Сальма шла с табличкой, на которой было написано: «Верните наших девочек».

Режиссер Бертран Бонелло намеременно снял свой фильм не на цифру, а на 35мм, поскольку пленка способна передать все богатство оттенков и текстуры. Он выбрал самый продуктивный период жизни Сен Лорана - конец 60-х- начало 70-х. В это время создавалась его прославленная русская коллекция с использованием меха, цветастых платков, вышивки, типичной для народного костюма. Получился своего рода производственный фильм, допускающий зрителя в закулисный мир Высокой моды. Лоран в белом халате целыми днями рисует, создает свои модели. А после трудового дня наступает досуг, полный депрессий и безоглядных поступков. Бонелло рассказывал на фестивале: «Ив Сен-Лоран был жаден до секса, алкоголя и славы. Это идеальный художественный персонаж, полный творческого безумия. Вся его жизнь – сплошной уход от нормы. Окружающий мир стал роскошным декором его невероятной судьбы». Он напропалую пьет крепкие напитки, не вынимает сигареты изо рта, употребляет легкие наркотики, встречается с любовниками, занюхивает спиртное белыми трусами одного из них. В квартире его друга установлено подобие гинекологического кресла, на котором располагаются герои во время утех, чтобы достичь максимального эффекта.

Исполнитель роли Ив Сен Лорана (на него напялили парик и это портит картинку) Гаспар Ульель рассказывал: «В моем исполнении Ив Сен Лорана есть что-то от меня самого. Мне пришлось обнажаться не только физически, но и душевно, особенно в сценах депрессии моего героя, в минуты его одиночества. Луи Гарреля, сыгравшего одного из любовников Сен Лорана - Жака де Башера, до этой работы я почти не знал. Но во время съемок между нами пробежала искра, возникла взаимопонимание. Появилась даже сцена поцелуя, которая не прописана в сценарии». Теперь все дружно взялись обсуждать сексуальную ориентацию самого актера. Хотя известен целый список его пассий, включая принцессу Монако. А Гаррель давно и официально носит статус друга актрисы и режиссера Валери Бруни Тедески, старшей сестры Карлы Бруни - супруги экс-президента Николя Саркози. Валери появилась здесь в небольшой роли клиентки модного дома. В самом начале фильма в небольшой роли портье в отеле появился режиссер Пьер Леон – уроженец СССР, чей папа-француз был корреспондентом газеты «Юманите» в советские времена . Он женился на русской переводчице и у них родился Пьер, или Петька, как его звали одноклассники в Москве. Леон-младший учился в советской школе, но давно живет в Париже, снимает фильмы по русской классике.

Выход Славы Фетисова

Документальный фильм «Красная Армия», показанный в рамках спецсобытий приехал представлять один из главных его героев Вячеслав Фетисов. Его тут называют исключительно Славой. Он прошел по звездной дорожке с американским режиссером Гейбом Польски, снявшим эту картину. Вот что Польски рассказал о себе: «Мои родители эмигрировали из советской Украины. Я родился в США. Там стал хоккеистом. В детстве познакомился с тренером, который обучил меня приемам хоккея, применявшимся советскими игроками. Позднее я заинтересовался тем, как при угнетающем режиме СССР сформировалась одна из самых блестящих команд». Гейб изучил советские архивы, для этого приезжал в Россию. В итоге получился фильм о СССР и его хоккеистах, где спорт становится зеркалом своей страны. Времена холодной войны, которые занимают автора фильма, породили и соответствующую стилистику, многое здесь строится на конфронтации. О суровой жизни спортсменов с экрана рассказывает Владислав Третьяк: «После Олимпийских игр у нас несколько хоккеистов писали кровью». Гейб Польски встык дает кадры, где цирковые медведи играют в хоккей. К животным отношение жесткое и к спортсменам тоже — иначе ничего не получится. Как опять же скажет Владислав Третьяк, молодости у него и его коллег не было, как и дней рождения, Нового года. Когда сам он возвращался домой, маленький сын его не узнавал, потому что фактически рос без отца.

Иностранному зрителю выдается целый набор стереотипов о СССР, и то, как это делается, тоже интересно. Выглядит наша страна, снятая даже совсем недавно, примерно так, как Северная Корея. Именно такими мы и видимся со стороны. Речи вождей, красные знамена, памятники Ленину. Шахматист Анатолий Карпов дает интервью на фоне живописной туристической картинки Большого театра. Выглядит это довольно глупо. А хоккеист новой формации Овечкин забивает шайбу в ворота, увешанные матрешками. Она разбиваются от удара, из них нее вытекает липкая жидкость (хорошо хоть не водка). Словом, полный комплект: медведи, Большой театр, матрешки. Даже пьяненький русский мужик в ушанке фигурирует. И почему-то Лимонов. Вполне ожидаемо подстрочный перевод текстов советских патриотических песен, как и увешенная орденами грудь министра обороны Язова вызывают смех у иностранного зрителя.

Впрочем, есть в фильме и собственно хоккей. На экране – документальные кадры, на которых запечатлен легендарный тренер Анатолий Тарасов. Он пытается привнести в хоккейную игру элементы балета, для чего посещает спектакли Большого театра. На смену ему придет Виктор Тихонов, о котором наши спортсмены вспоминают как о человеке жестком. Бывший сотрудник КГБ вспоминает, как ездил с нашей сборной по миру блюсти спортсменов: чтобы не позарились на сладкую заграничную жизнь, не сбежали. Тем не менее, Александр Могильный остался за рубежом. На камеру он расскажет, что здесь, на Западе, люди живут для себя, а «я там не жил». Но вся правда, говорят спортсмены, будет во второй серии фильма.

«Пленница» без чувства меры

В главном конкурсе новую работу представил канадский режиссер армянского происхождения Атом Эгоян. Он нам как родной, поскольку постоянно наведывается на свою историческую родину, являясь президентом кинофестиваля «Золотой абрикос» в Ереване. Его новый фильм «Пленница» рассказывает о педофиле, похищающем детей. Однажды он увел 11-летнюю девочку по имени Кассандра, отец которой на пять минут заскочил в придорожное кафе, оставив дочь в машине. А потом семья искала девочку больше восьми лет, хотя педофил был все время рядом. Затворница выросла и стала ему уже неинтересна. Но не убивать же ее! Педофил своих жертв привлекает по мере их роста к «полезной» работе. Одна жертва теперь стала его сообщницей. А похищенная восемь лет назад Кассандра вылавливает в Сети новых маленьких девочек для своего мучителя.

Тема очень сложная, но несколько лет назад вышла сильная австрийская картина «Михаэль» о том, как педофил развращал маленького мальчика, — она до сих пор стоит перед глазами. А вот Атому Эгояну изменило чувство меры. Он сделал какую-то пышно обставленную оперу. Одно кровавого цвета платье следователя (Розарио Доусон) чего стоит. При этом зимние пейзажи сняты потрясающе. Но разобраться в перипетиях и даже побудительных мотивах педофила почти невозможно.

Во Франции открылся 67-й Каннский кинофестиваль

Смотрите видео по теме

Сюжет:

Канны-2014

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26526 от 19 мая 2014

Заголовок в газете: Канны погрузились в депрессию

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру