В Русском музее — Малевич Церетели

Елена Зурабовна: «В Питер мы привезли более 200 работ!»

28.05.2014 в 12:56, просмотров: 2455

...Сейчас в Мраморном дворце Русского музея (Миллионная ул.) открывается масштабная (на 8 залов) выставка Зураба Церетели, которому в этом году исполнилось 80-т. Представлены тут, в основном, работы последних пяти лет, всего же — около 200 единиц живописи, графики и скульптурных произведений. Много премьер. Причем, только что написанных. По «Возможным мирам» (именно так зовется экспозиция) нас провела дочь Зураба Константиновича — Елена (Лика). Сам мастер немного приболел, но все надеются, что он вскоре обязательно прибудет в Питер.

В Русском музее — Малевич Церетели
фото: Геннадий Черкасов

Перед входом во дворец нас встречает уже знакомая скульптура — это уменьшенная копия московского Петра Первого (официальное наименование — «В ознаменование 300-летия российского флота»).

— Эту ажурную модель (высотою в три метра), — рассказывает Елена Зурабовна, — отец некоторое время назад подарил Русскому музею. Она хранилась у них разобранная. И вот теперь, перед «Возможными мирами» мы ее собрали. Смотрится прекрасно. Ну, пойдемте в залы.

— Я так полагаю, эта самая крупная выставка последнего времени?

— Понимаете, для любого художника даже пол-зальчика — это уже большой масштаб. Дело же не в количестве. А в том, что именно ты хочешь донести до людей. Где бы Зураб ни делал свои выставки, — к каждой из них он относится с одинаковой серьезностью. Важно всё, тут мелочей не бывает. Вон, только позавчера ночью закончили свет выставлять. Круглые сутки здесь проводим. Да и не только здесь. Шутка ли — произведения Церетели экспонировались за последнее время в 74 городах! И пошло уже по третьему разу, если честно...

— Что вы имеете в виду?

— Так музеи постоянно просят: в Туле третий раз хотят, потом в Вологде... но мы объясняем, что раньше чем через три года возить выставки нельзя: нужно же с чем-то новым приехать, правильно? А не просто так... Что до Санкт-Петербурга — Зураб Константинович очень любит этот город, для него важно привезти сюда все самое лучшее. Переживает — как примут...

— Уверен, все будет хорошо.

— Я надеюсь. Мы же делали в Русском т.н. «Мастерскую» в 2009 году (в Инженерном замке). Прошла чрезвычайно удачно. Народ валом валил. А сейчас — восемь залов, и каждый из них передает какой-то отдельный мир, — в каждом отдельный колорит, отдельная тема. 111 полотен живописи, 100 листов графики и 6 скульптур.

...Вот и первый зал, чудное освещение, в глаза бросаются две рослые скульптуры — Малевича и Кандинского почти в три метра высотой (созданы в 2013). А чуть позади и сбоку — выполненные в технике эмали самые известные работы того и другого. Например, за Малевичем — его узнаваемые супрематические фигуры.

— Они очень интересно вырезаны и стоят не впритык к Малевичу, а чуть поодаль, люди могут ходить между ними, фантазировать. Обратите внимания на особо декорированные черные стены с графическими работами из серии «Листы из альбома», а в центре развески — одно лишь живописное полотно, совсем свежее, которое мы распечатали на всех билетах...

— Фигуры бронзовые?

— Да, но это специальная медная выколотка для экспозиции в музеях.

— Не понял, поясните?

— Эти фигуры полые внутри. Относительно легкие. То есть не создают давления на перекрытия. А как вы думали скульптуры по выставкам возят? Как по лестнице дотащить, лифтов же нет? Если мы знаем, что едем в современный выставочный зал (где бетонные перекрытия), причем, на первый этаж, — конечно, мы можем привезти и тяжелые аутентичные скульптуры, нет проблем. А сюда, в старинное здание тяжесть просто не поднимешь, да и нельзя. Вот и делаем выколотку по форме.

Идем далее: среди работ последних двух лет, взор упирается в необычный барельеф из зеленого шамота (глина) — техника перекликается с образами Малевича, имея что-то от Донателло; затем — фиолетовый зал с прелестными неожиданными пейзажами 2009-10 гг. (рисовал в Хорватии). Следующее пространство — мощные холсты с танцующими фигурами. Потом зал цвета антрацит: висят недавние работы, выполненные на мастер-классах... Потом — «американский период»... ну а завершается всё маленькими зеленым залом, в котором поместилось лишь четыре работы (парижская серия), одна из которых ключевая — «Замок открылся».

...Продлится экспозиция официально до 11 августа, но есть предположение, что сроки могут быть продлены. В зрителях (особенно в пик туристической активности) недостатка, разумеется, не будет.



Партнеры