Оригинал фотографии здесь.
Ну а пока идет следующий блок прослушиваний - теперь каждому из восьми участников дается по полчаса на проработку темы. Уверенные сильные мастера, большинство из которых и так имеет неплохую карьеру. В коротком перерыве ход светлановского смотра комментирует для "МК" известный дирижер Александр Ведерников, входящий в жюри.
- Какие общие впечатления? Уровень ребят высокий?
- Главное в том, что у ребят, приехавших сюда, есть возможность пообщаться с очень сильным оркестром. Потому что играть конкурсы - это, наверное, самое тяжелое, что только можно только придумать (Радио Франс до сего дня, как говорят, никогда не участвовал в дирижерских смотрах - Я.С.).
- Значит, вы в первую очередь хвалите оркестр?
- Конечно. У него замечательная концентрация, небывалое терпение; к тому же они просто играют хорошо. Что же касается участников, - тут я бы не рискнул пока делать какие- то обобщения. Важно то, что у ряда молодых людей есть свое отношение к музыке, которое они в состоянии передать оркестру.
- Свое мышление?
- Да, да. Понятно, что все давно знают играемую музыку, и тут важно - насколько человек в состоянии осмыслить то, что он делает, не забыв про индивидуальность. А индивидуальность должна быть и видна, и слышна.
- Часто обыватели спрашивают, чем конкурс дирижеров отличается от конкурсов пианистов, скрипачей, - то есть здесь предъявляется уже некий результат, да?
- У тебя есть на первом туре лишь 20 минут. И ты должен продемонстрировать - вначале было этак, а стало так. Умение репетировать - раз, наличие идей - два, способность к коммуникации - три. Ясно же, что дирижер - это еще и коммуникатор. Дирижер общается и вербально, и жестами, и психологически. Ты не должен вызывать у оркестра идиосинкразию. С тобой должно хотеться играть...
- Ну вот сейчас возраст участников приличный - по 35, 37 лет.
- Дирижерская профессия - профессия не молодежная (хотя сейчас она и помолодела, но это вопрос моды, нежели какой-то смысловой основы). Поэтому от этих "людей за 30" мы вправе требовать сложившихся музыкальных индивидуальностей. А конкурс дает возможность достойным перейти на какой- то иной уровень.
- А как вам сам зал Радио Франс, атмосфера?
- Здесь еще идет ремонт, но сцена для такого рода мероприятий практически идеальная. Ведь это и не комната, и не то чтоб большой концертный зал - сидишь вплотную к музыкантам и какие- то вещи видны лучше. Акустика ясная, ничего не расплывается, организовано все очень хорошо (гендиректором конкурса является сама Марина Бауэр).
- И последний момент: есть ли в дирижерском стане некие глобальные проблемы?
- Нет специфических дирижерских проблем, есть проблемы, касающиеся всей сферы академической музыки. Налицо некое неблагоприятное сочетание факторов, главный из которых - экономический спад, соблазняющий правительства разных стран сокращать бюджеты на культуру. А любые правительства склонны к популизму; симфоническая же музыка не имеет широкого потребителя. Вот чиновники и говорят - зачем нам тратиться на симфоническую музыку, которую " потребляет" 10-20% всего населения? А то, что это безумно важно для культурного статуса следующих поколений, - об этом никто не думает.