Секреты и тайные коды «Игры престолов»: почему сериал гипнотизирует зрителя

19 номинаций на премию «Эмми» - это круто!

11.07.2014 в 14:40, просмотров: 22753

В пятницу, 11 июля, на официальном сайте премии «Эмми» (считающейся телевизионным аналогом «Оскара») был опубликован список претендентов на эту престижную награду. Лидером среди них сразу с 19 номинациями стал сериал «Игра Престолов», самый дорогой проект в истории телевидения, бьющий все рекорды зрительских симпатий. В причинах его популярности попытался разобраться корреспондент «МК».

Секреты и тайные коды «Игры престолов»: почему сериал гипнотизирует зрителя

Несмотря на то, что подавляющее большинство актеров сериала — это выходцы из Великобритании и Ирландии, «Игра Престолов» - сугубо американский телепроект, снятый со свойственным Голливуду размахом. В его основу лег цикл романов фэнтези-саги Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени», которую писатель начал еще в 1996 году и не завершил до сих пор. К экранизации романов (которые в США ничуть не уступают по популярности знаменитому «Властелину Колец» Толкиена) кинематографисты подбирались уже давно — однако их останавливали сразу несколько факторов.

Первый из них — это масштаб «Песни льда и пламени»: в этой эпической саге (действие которой происходит на Вестеросе — континенте вымышленного мира) параллельно разворачивается история нескольких знатных семейств, происходят военные конфликты, гражданские войны и бесконечные интриги. При этом все эти элементы, стилизованные под европейское Средневековье, щедро сдобрены «соусом» из фэнтези и магии — поэтому в саге наравне с рыцарями и королями можно встретить драконов, зомби, магов и прочих фантастических существ.

Тому же «Властелину Колец» такая насыщенность вымышленного мира ничуть не помешала выйти на большие экраны, но у «Песни льда и пламени» есть черты, отличающие сагу от остального фэнтези: это — «средневековая» жестокость и натурализм, а также полнейшая непредсказуемость.

Зрители современного массового кино привыкли, что в каждой ленте есть «хорошие парни», которым сопереживаешь и с которыми априори ничего не случится. Нет, они могу попадать в передряги, страдать и испытывать лишения — но правила блокбастеров таковы, что в конце любимцы зрителей должны выживать; такая схема привычна и приносит стабильную прибыль прокатчикам.

Однако в мире Джорджа Мартина, во первых, нет строго положительных героев — у каждого из них свои слабости и пороки, что не очень удобно для «большого» кино, режиссеры которого мыслят конкретными категориями. А во-вторых, те персонажи «Песни льда и пламени», которых читатель все же записывает в ряды «хороших парней», ничем не застрахованы от гибели, если она оправдана логикой повествования. И этим «любимчикам» Мартин не стесняется сносить головы, отрубать конечности, выкалывать глаза, всячески калечить, стабильно вызывая шоковую реакцию. При этом ладно, если бы эти персонажи «славно» гибли в боях — их могут предательски перерезать на свадьбе или застрелить на ночном горшке.

Одним словом, для голливудских продюсеров «Песнь льда и пламени» оказалась при всей своей популярности материалом крайне неудобным — тем более, что в последние годы кудесники с «Фабрики Звезд» делают ставку исключительно на «рафинированное» кино с минимальными возрастными ограничениями. В нем не остается места насилию (а если оно и встречается, то лишь мельком и без единой капли крови), практически нет сексуальных сцен, алкоголя, курения и прочих «рискованных» элементов.

По сути, голливудские боссы не хотят рисковать, и снимают кино для школьников, при этом загоняя режиссеров и актеров в рамки жесточайшей цензуры. Возникает парадоксальная ситуация, когда из-за избытка на экране «правильных» супергероев и бьющей в нос пропаганды семейных ценностей «взрослый» зритель начинает тосковать по сексу и насилию боевиков 90-х. В свою очередь, именитые режиссеры и актеры тоже устают от бесконечного давления и цензуры руководства больших студий, и начинают искать простор для самореализации. И те, и другие, в конечном итоге находят выход там, где еще лет 10 назад никто бы не подумал его искать — на телевидении, вернее, на платных кабельных каналах.

Успех таких сериалов, как «Доктор Хаус», «Декстер» и «Во все тяжкие», переход многих голливудских мастеров (включая Мартина Скорсезе с его «Подпольной империей» и Кевина Спейси с его «Карточным домиком») на «сериальный» формат работы вдохнул в этот сугубо телевизионный жанр новую жизнь, и, что крайне важно, большие деньги. А именно они были необходимы для того, чтобы перенести на телеэкраны «Песнь льда и пламени».

В итоге в январе 2007 года кабельный канал HBO приобрел права на экранизацию саги, а в октябре 2009 года начались съемки пилотного эпизода сериала, получившего название «Игра Престолов» (по первой книге цикла «Песнь льда и пламени»). Он быстро получил признание как критиков, так и зрителей, и вскоре стал бить все рекорды по популярности: премьера очередного эпизода «Игры Престолов» собирала у телеэкранов аж до 7 миллионов человек.

При этом сериал на сегодняшний день является самым дорогим проектом в истории телевидения — стоимость его четвертого, последнего на данный момент сезона составляет 46 миллионов долларов (или около 4,7 миллиона долларов за серию).

Канал HBO уже объявил, что продлит «Игру Престолов» как минимум еще на два сезона из-за невероятной популярности проекта. На этом фоне его 19 номинаций на «Эмми» (включая «Лучший драматический сериал») - явление вполне закономерное и предсказуемое. Любопытно, что основной конкурент «Игры Престолов» по количеству номинаций — сериал «Во все тяжкие», претендующий на 16 наград; он повествует о школьном учителе химии, волею судьбы «переквалифицировавшемся» в наркоторговца.

Этот телепроект, как и «Игра Престолов», обладает такими качествами, как лихо закрученный и крайне непредсказуемый сюжет, большое количество сцен насилия и активно эксплуатируемая тема пороков. Может быть, именно такого «спорного» содержимого сегодня и не хватает массовому зрителю?



Партнеры